Плата за сервитут на земельный участок

Содержание

Как оформить сервитут на земельный участок

Плата за сервитут на земельный участок

Обремененный земельный участок – земля, в отношении которой возникает сервитут. Частный сервитут в пользу отдельного физлица или предприятия оформляется соглашением об ограниченном пользовании земельным участком в простой письменной форме. Согласно п. 1 ст.

274 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), собственник соседнего участка вправе предъявить требование к собственнику другого участка о предоставлении права ограниченного пользования таким участком. Установление сервитута бывает платным и бесплатным.

Обременение сервитутом земельного участка, равно как и любое его изменение, прекращение, регистрируется государством в установленном порядке.

Установления сервитута может потребовать лицо, которому земля предоставлена на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения, иные лица в предусмотренных законом случаях. Соглашение об обременении прав на землю заключается только ее владельцем.

Такие же сделки может совершать лицо, которому земля, принадлежащая муниципалитету или государству, передана в бессрочное пользование на основании договора аренды на срок более 1 года или для пожизненного владения с правом наследования.

Сервитут допускается только в случае, если невозможно обойтись без вынужденного пользования чужой территорией.

Установление земельного сервитута

Сервитуты бывают частными и публичными. Частные сервитуты оформляются соглашениями о праве ограниченного пользования. Собственники земли могут устанавливать плату за пользование участком другой стороной, иногда земля предоставляется бесплатно.

Публичным считается сервитут, по которому установлено обременение в интересах населения, государства. В этом случае собственник вправе требовать компенсаций от муниципалитета или государства при условии, что обременение создает существенные препятствия для эксплуатации земельных ресурсов собственника. Публичный сервитут, условия, порядок его установления регулируется Земельным кодексом РФ.

Основания возникновения сервитута

Закон связывает с возникновением сервитута следующие ситуации:

  • потребность обеспечить проход или проезд к местам общего пользования – жилым, водным объектам, культурным сооружениям, водоемам и т.д.;
  • строительство дорог, транспортных узлов;
  • возведение линий электрификации, инженерных сетей;
  • дренажные работы;
  • установка геодезических, межевых знаков;
  • сенокос, выпас, перегон сельскохозяйственных животных к местам кормления;
  • разведение рыбы, рыболовство, охота;
  • временные проектные, исследовательские, изыскательские работы.

Появляется потребность в использовании соседней территории для:

  • строительства;
  • установки оборудования связи;
  • монтажа коммуникаций;
  • перемещения к объекту недвижимости;
  • иных нужд, не ущемляющих владельца участка.

Право ограниченного пользования обремененными территориями оформляется письменным соглашением и подлежит государственной регистрации. Публичные сервитуты начинают действовать после принятия соответствующего нормативного акта:

  • федерального закона;
  • акта органов местного самоуправления;
  • акта регионального законодательства субъекта РФ;
  • судебного решения.

Условия и процедура установления сервитута

Установление земельного сервитута не должно препятствовать эксплуатации территории законного владельца – уходу за почвой, посадке деревьев, сбору урожая, постройке хозяйственных сооружений и т.д. Владелец продолжает распоряжаться землей, недвижимостью, вправе отчуждать объект недвижимости другому гражданину, но при этом обременение сохраняет свою силу.

Обратите внимание!
Размер платы за сервитут собственник устанавливает самостоятельно или при помощи независимой экспертизы.

Право ограниченного пользования участком нельзя использовать в качестве залога, его нельзя отчуждать.

Иные условия частного характера прописываются в соглашении по взаимной договоренности участников – виды работ, для которых возникает сервитут, размер платы, срок обременения и иное.

Установление частного сервитута происходит, как правило, добровольно. Собственник заключает с заинтересованным лицом договор, в котором оговариваются все тонкости условий обременения земельной собственности. Право по такому соглашению подлежит государственной регистрации в управлении Росреестра.

Решение по публичному сервитуту принимается по результату общественных слушаний. Согласие владельца земли или его отсутствие никакой роли не играет. Собственник вправе обратиться в суд для определения компенсационных выплат за использование его земли, или потребовать выкупа государством обремененных земель.

Чтобы добиться удовлетворения своих требований по исковому заявлению и оплаты публичного сервитута, необходимо доказать возникновение значительных трудностей у владельца земли, невозможность использования большей части территории по назначению, необходимость снесения или переноса хозяйственных построек.

И зачастую такой вопрос сложно решить без помощи квалифицированного юриста по земельному праву.

Установление земельного сервитута с арендатором участка оформляется двусторонним соглашением между владельцем обременяемой земли и сервитуарием – лицом, которому необходимо воспользоваться участком соседа. Нотариального заверения данное соглашение не требует, однако необходимо внимательно прописать:

  • сведения о сторонах договора;
  • информацию об участке;
  • цели и условия возникновения сервитута – подъезд к дому, прокладка трубопровода, размещение мелиоративных сооружений, иное;
  • план землепользования с обремененным участком или его частью;
  • сроки действия сервитута;
  • размер платы, сроки, порядок ее внесения.

Обратите внимание!
Понятие «соразмерной платы» за использование чужой земли содержится в Земельном кодексе (ч. 6 ст. 23).

На практике часто установление сервитута осуществляется на добровольной основе.

Образец заявления

Для подачи заявления вы можете воспользоваться подготовленным бланком общей формы и заполнить его.Бланк доступен для скачивания и просмотра.Скачать образец соглашения об установлении сервитута (.docx)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/legal/kak-oformit-servitut-na-zemelnyi-uchastok-5bf3e5893a20d300aa3ed581

Плата за сервитут на земельный участок по соглашению об установлении обремнения

Плата за сервитут на земельный участок

Сервитут в действующем законодательстве считается особая форма права пользования чужим земельным участком, за которое должна быть установлена соответствующая оплата.

Установление такого право может быть осуществлено только после проведения оценки стоимости возникшего обременения.

Соразмерная плата за сервитут

В действующем гражданском законодательстве понятие стоимости сервитута не существует, так как этот термин считается термином экономического происхождения.

Вместо него нормами гражданского законодательства Российской Федерации используется понятие соразмерной платы за сервитут.

Под соразмерной платой за сервитут необходимо понимать такую форму материального или денежного вознаграждения, которая осуществляется лицами, установившими обременение на конкретный земельный участок с целью обеспечения лучшего положения своим участкам, выплачиваемую владельцу обременённого участка.

Если говорить о возможностях изменения размера соразмерной платы за сервитут, то такие возможности предусмотрены в Гражданском Кодексе Российской Федерации.

Понятие соразмерной платы за сервитут используется не только в гражданском законодательстве, но и во всех отчетах о формировании стоимости такого обременения, которые готовятся соответствующими оценочными организациями.

Этот термин считается более правильным с точки зрения юриспруденции, так как может полном объеме отразить именно те затраты, а также убытки, которые несет владелец обремененного участка. Логичность использования такого понятия не подвергается сомнению.

Соразмерная плата за сервитут складывается из трех основных показателей, которые учитываются при формировании итоговой суммы:

  • Размер реального ущерба, который получил владелец обремененного участка из-за установленного сервитута;
  • Упущенная выгода, так как наложение обременения на участок влечет за собой реальное ограничение использования недвижимого имущества;
  • Учёт тех реальных убытков, которые были понесены владельцем обремененного участка (в том числе, и те убытки, которые возникли из-за досрочного прекращения своих обязательств перед третьими лицами).

Соразмерная плата за сервитут представляет собой достаточно сложную по расчетам величину, которая может изменяться, если происходит изменение какой-либо одной из составляющих, принимающих участие в ее расчете.

Изменение величины соразмерной платы за сервитут может происходить в таких случаях:

  • Если изменяется степень обременения, установленного на земельный участок;
  • Если изменению подвергается срок использования сервитута (этот показатель напрямую заложен в расчет стоимости установленного сервитута);
  • Изменение соразмерной платы за сервитут может произойти в том случае, если стороны по своему обоюдному согласию высказали такое желание ввиду необходимости изменения установленного сервитута как в сторону увеличения обременения, так и в сторону уменьшения;
  • Соразмерная плата за публичный сервитут может быть изменена только в одном случае: если изменению подвергается тот нормативный акт, который этот сервитут установил. Если таких изменений нет, то и плату за сервитут изменять нельзя, независимо от того, в какую сторону происходит такое изменение.

Порядок изменения установленной соразмерной платы за сервитут вносится в текст соглашения, заключаемого по итогам установления такого сервитута, как один из обязательных для исполнения (в случае необходимости) пунктов соглашения.

Как происходит установление соразмерной платы за сервитут

Эта величина может быть установлена только в строгом соответствии с условиями и положениями действующего гражданского законодательства, так как выплата вознаграждения за пользование чужим имуществом предусмотрена именно нормами этого законодательства.

Плата за использование сервитута может быть зафиксирована как изначально в тексте договора об установлении сервитута, так и в тексте специально составленного дополнительного соглашения.

Если речь идёт о формировании оплаты за использование такого обременения в тексте договора, то величина этой стоимости указывается в специальном разделе, посвящённом установленной стоимости сервитута, а также порядку взаиморасчетов между сторонами соглашения.

Режим выплат также определяется в тексте договора или специально оформленном дополнительном соглашении на основе некоторого перечня данных:

  • Срока действия обременения в зависимости от возможностей достижения целей, ради которых он был установлен;
  • Степени обременения, которое оказывает непосредственное влияние на возможности использования земельного участка в полном объеме;
  • Общей стоимости установленного сервитута, определённого по результатам оценки установленного обременения.

Для большей наглядности в качестве приложения к договору может быть сформирован специальный график платежей, в котором будет отражена вся периодичность совершаемых выплат в зависимости от срока использования участка.

Порядок внесения платы за сервитут

Эта статья регулирует не только вопросы установления такой оплаты, но и то, как должны происходить выплаты за использование обремененных земель.

В частности, п.3 этой статьи говорит, что если соглашение об установлении сервитута и назначении порядка выплат за его использование не подписано в течение года, инициатор установления сервитута вносит всю сумму в депозит нотариуса по месту нахождения обремененного участка и приступает к использованию своего права.

Владелец участка, в отношении которого установлен сервитут, может в любой момент обратиться к нотариусу за этими средствами (но уже за вычетом комиссии, которую нотариус вправе взимать за хранение средств), но для получения суммы он должен обязательно предъявить подписанное с инициатором сервитута соглашение об установлении такого обременения.

В том случае, если соглашение было подписано, и в его тексте есть информация о том, как будет происходить выплата всей суммы, все платежи должны происходить в строгом соответствии с таким графиком.

В случае подписания договора сервитута существуют два варианта, в соответствии с которыми могут происходить выплаты:

  • Единовременный, когда на момент начала эксплуатации земельного участка инициатор обременения выплачивает всю сумму владельцу участка. В этом случае изменение соразмерной платы будет происходить несколько сложнее, так как вся сумма уже выплачена, и необходимо будет либо делать доплату (если стоимость увеличивается), либо владелец участка должен будет вернуть то часть средств, на которую происходит уменьшение стоимости сервитута.
  • Ежемесячными платежами. В этом случае выплаты будут происходить один раз в месяц на протяжении всего срока использования сервитута. Корректировка в этом случае может осуществляться путем изменения количества платежей или ежемесячной суммы.

В обоих случаях для изменения итоговой суммы необходимо будет подготовить специальное дополнительное соглашение, в тексте которого будет содержаться не только информация об изменении суммы, но и сведения о том, на основании чего произошло изменение соразмерной платы за сервитут.

Как платить налоги

В случае, если рассматривается вопрос об обложении налогом владельца земельного участка, то здесь речь идет о налоге на добавленную стоимость (так как такой налог устанавливается на продаваемые или передаваемые в пользование товары, работы или услуги – в конкретном случае речь идет об услугах), так и о втором налоге (в случае, если владелец участка — физическое лицо — речь идет о налоге на доходы физических лиц, а если юридическое – налог на прибыль организации).

В том же случае, если речь идет об инициаторе установления сервитута, то физическое лицо платить не будет ничего, а юридическое будет действовать в соответствии со своим режимом налогообложения.
В целом, в российской налоговой системе выделяют два вида налогообложения:

  • Стандартный, когда расчет налоговой базы происходит с учетом всех понесенных расходов и, соответственно, облагаться налогом будет та прибыль, которая остается после подсчета всех понесенных расходов;
  • Упрощенный, когда в перечень расходов включаются только те расходы, которые находятся в закрытом списке расходов для налогообложения организаций с упрощенной формой налогов.

Если речь идёт о стандартной форме налогообложения, то здесь необходимо будет произвести признание расходов на оплату пользования сервитутом в качестве прочих оправданных и документально подтвержденных расходов (в соответствии с требованиями пп.49 п.1 ст.264 Налогового Кодекса Российской Федерации). Признать такие расходы будет необходимо в целях формирования базы обложения прибыли.

При упрощенной системе налогообложения учитывать соразмерную плату за сервитут в качестве расходов не придется, так как она не включена в тот перечень оправданных и подтвержденных затрат, которые можно учитывать при формировании базы налогообложения на прибыль.

Порядок осуществления выплат также регулируется заключенным соглашением.

Однако, если такой договор подписать не удаётся, инициатор обременения может всю необходимую сумму внести на депозит нотариуса и приступить к началу необходимых работ, так как свою часть обязательств он выполнил. Внесение платы может производиться как единовременно, так и ежемесячными платежами, а сама сумма может изменяться в зависимости от того, как меняются условия использования сервитута.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/ustanovlenie-platy.html

Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам , Приказ Минэкономразвития России от 04 июня 2019 года №321

Плата за сервитут на земельный участок

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2018, N 32, ст.

5134), пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.2867; 2009, N 19, ст.2344; 2010, N 9, ст.960; N 19, ст.2324; N 21, ст.2602; N 41, ст.

5240; N 45, ст.5860; N 52, ст.7104; 2011, N 12, ст.1640; N 17, ст.2411; N 36, ст.5149; N 43, ст.6079; 2012, N 13, ст.1531; N 27, ст.3766; N 52, ст.7491; N 53, ст.7943; 2013, N 5, ст.391; N 14, ст.1705; N 35, ст.4514; 2014, N 21, ст.2712; N 40, ст.5426; 2015, N 41, ст.5671; N 46, ст.6377, 6388; 2016, N 17, ст.2410; N 31, ст.

5013; 2017, N 1, ст.175; N 5, ст.800; N 17, ст.2569; N 33, ст.5205; N 34, ст.5276; N 42, ст.6168; N 46, ст.6790; 2018, N 33, ст.5434; N 37, ст.5762; N 50, ст.7764; 2019, N 5, ст.391),

приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Министр
М.С.Орешкин

Методические рекомендации по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам

УТВЕРЖДЕНЫприказом Минэкономразвития России

от 4 июня 2019 года N 321

1.

Настоящие Методические рекомендации предназначены для оказания содействия и методического обеспечения при определении размера платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам (далее соответственно – плата за публичный сервитут, правообладатели земельных участков).

2. При определении платы за публичный сервитут рекомендуется исходить из того, что такая плата представляет собой определяемую, в том числе с учетом положений Федерального закона от 29 июля 1998 г.

N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” , разницу между рыночной стоимостью земельного участка (в случае установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности) либо рыночной стоимостью прав на земельный участок, предоставленный гражданину или юридическому лицу (в случае установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности), до установления публичного сервитута и после его установления (учитывая ограничения использования земельного участка и другие обстоятельства, возникающие в связи с установлением публичного сервитута и той деятельностью, которая может осуществляться на земельном участке обладателем публичного сервитута).

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3813; 2002, N 4, ст.251; N 12, ст.1093; N 46, ст.4537; 2003, N 2, ст.167, N 9, ст.805; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 2, ст.172; N 31, ст.3456; 2007, N 7, ст.834; N 29, ст.3482; N 31, ст.4016; 2008, N 27, ст.3126; 2009, N 19, ст.2281; N 29, ст.3582; N 52, ст.6419, 6450; 2010, N 30, ст.3998; 2011, N 1, ст.

43; N 27, ст.3880; N 29, ст.4291; N 48, ст.6728; N 49, ст.7024, 7061; 2013, N 23, ст.2871; N 27, ст.3477; N 30, ст.4082; 2014, N 11, ст.1098; N 23, ст.2928; N 26, ст.3377; N 30, ст.4226; 2015, N 1, ст.52; N 10, ст.1418; N 24, ст.3372; N 29, ст.4342, 4350; 2016, N 1, ст.11; N 18, ст.2487; N 23, ст.3296; N 26, ст.3890; N 27, ст.4293, 4294; 2017, N 31, ст.4823; 2018, N 32, ст.5105.

3. При определении платы за публичный сервитут рекомендуется рыночную стоимость прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и предоставленный гражданам или юридическим лицам, определять с учетом следующих особенностей:

1) в случае если земельный участок, в отношении которого установлен публичный сервитут, предоставлен юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, то рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка на установленный законом предельный (максимальный) срок, а в случае отсутствия установленного законом предельного (максимального) срока – на сорок девять лет;

2) в случае если земельный участок, в отношении которого установлен публичный сервитут, предоставлен гражданину или имеющей право на бесплатное предоставление в собственность этого земельного участка организации на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения, то рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость земельного участка.

4.

В случае если земельный участок, в отношении которого установлен публичный сервитут, находится в общей долевой собственности или предоставлен в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, то плату за публичный сервитут для каждого из участников долевой собственности или арендаторов рекомендуется рассчитывать пропорционально их доле в праве собственности (в праве аренды) на земельный участок.

5. В случае если публичный сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, то плату за публичный сервитут рекомендуется определять пропорционально площади этой части земельного участка.

6. При определении платы за публичный сервитут в отношении обременяемого этим сервитутом земельного участка рекомендуется учитывать:

1) установленное разрешенное использование земельного участка;

2) существующие до установления публичного сервитута ограничения (обременения) прав на земельный участок;

3) степень обременения публичным сервитутом земельного участка в целом (а не отдельной его части), которая выражается в:

– возможности продолжения использования земельного участка после установления публичного сервитута в соответствии с его разрешенным использованием;

– продолжительности срока публичного сервитута;

– объеме, содержании и сроке работ, осуществляемых обладателем публичного сервитута, и степени их влияния на хозяйственную деятельность на земельном участке;

– затруднении хозяйственной деятельности в связи с осуществлением публичного сервитута в сравнении с существующими ограничениями (обременениями) прав на земельный участок.

7. При расчете платы за публичный сервитут ее размер рекомендуется определять с учетом стоимости имущества правообладателей земельных участков на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

8.

При установлении правообладателя земельного участка используются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, а в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах – документы о правах на землю, представленные правообладателем земельного участка, в том числе прилагаемые к заявлению об учете прав (обременений прав) на земельные участки в соответствии с пунктом 8 статьи 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации.

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2018, N 32, ст.5134.

9.

При расчете платы за публичный сервитут целесообразно установить, что уменьшение рыночной стоимости земельного участка (прав на него) непосредственно связано с осуществлением публичного сервитута, имея в виду, что если права на земельный участок ограничены установлением зон с особыми условиями использования территории в отношении линейного объекта, который размещается на условиях публичного сервитута, то плата за публичный сервитут возмещает лишь такое уменьшение рыночной стоимости, которое может возникать дополнительно по сравнению с существующими ограничениями прав на земельный участок.

В связи с этим рекомендуется исходить из того, что указанные в пункте 10 статьи 39.

46 Земельного кодекса Российской Федерации убытки, напрямую не связанные непосредственно с использованием для осуществления публичного сервитута земельного участка (перерыв в хозяйственной деятельности правообладателя земельного участка, вызванный последствиями деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, повреждение имущества в ходе осуществления публичного сервитута, в том числе случайное и т.п.), не включаются в плату за публичный сервитут и возмещаются правообладателю земельного участка отдельно.

10. Обстоятельства, влияющие на расчет размера платы за публичный сервитут, рекомендуется учитывать однократно.

11.

Если в соответствии с законодательством, а также соглашением об осуществлении публичного сервитута на обладателя публичного сервитута возлагается обязанность по созданию неотделимых улучшений, остающихся в собственности правообладателя земельного участка, то при определении платы за публичный сервитут рекомендуется предусматривать ее соразмерное снижение на стоимость данных улучшений.

12. При определении стоимости прав, в том числе права аренды, на земельный участок, обременяемый публичным сервитутом, рекомендуется принимать во внимание текущее состояние земельного участка и его готовность к использованию в соответствии с разрешенным использованием, и в частности:

1) степень благоустройства и характеристики расположенных на земельном участке зданий, сооружений, сетей инженерно-технического обеспечения, влияние деятельности, осуществляемой правообладателем публичного сервитута на сохранение уровня благоустройства земельного участка и состояние указанных зданий, сооружений и сетей, а также необходимость и объем затрат на подготовку или восстановление возможности использования данного участка его правообладателем в той степени, в какой это было возможно до установления сервитута;

2) характер хозяйственной деятельности правообладателя земельного участка и мероприятия, выполненные для ее дальнейшего осуществления (запланированное строительство объектов капитального строительства, выполнение работ по благоустройству территории, необходимость уборки урожая, создание защитных сооружений, завершение инвестиционного проекта, текущее или запланированное проведение инженерных изысканий, архитектурно-строительное проектирование);

3) срок договора аренды или договора безвозмездного пользования.

13.

В случае если соглашением об осуществлении публичного сервитута определяется, что плата за публичный сервитут должна вноситься периодическими платежами, то для расчета такого платежа рекомендуется общий размер платы, определенный в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, разделять на общее число запланированных платежей. Одновременно в указанном случае в соглашении об осуществлении публичного сервитута рекомендуется предусматривать, что такие платежи могут быть изменены на размер уровня инфляции за каждый год, в течение которого будет действовать указанное соглашение об установлении сервитута.

Электронный текст документа
подготовлен АО “Кодекс” и сверен по:

рассылка

Источник: http://docs.cntd.ru/document/554879679

Плата за сервитут на земельный участок – определение стоимости

Плата за сервитут на земельный участок

В некоторых случаях необходимо обеспечить пользование земельным участком другим лицам. За это право устанавливается необходимость совершения определённой выплаты. Она известна как плата за сервитут на земельный участок.

Во многом такая процедура регулируется больше экономическим правом, но также гражданским и земельным кодексами.

Для того чтобы правильно совершать эту процедуру, знать, как избежать негатива при определении сервитута судом, нужно знать её особенности и внимательно к ним относиться. Подробности обо всем этом приведены ниже.

Установление платы за сервитут на земельный участок

Такая плата носит периодический характер, в рамках которого за пользование земельного участка производятся выплаты. При этом точные даты и суммы платежей могут изменяться в зависимости от текущих договорённостей. Все изменения фиксируются в основной части договора или прописываются в специальном соглашении дополнительного типа.

Регулируется этот процесс гражданским и земельным кодексами.

Данная выплата может устанавливаться в следующих случаях:

  1. Сервитут на проход (в этом случае также допускается демонтаж всех препятствующих предметов);
  2. Проведение ремонтных работ и обслуживания, носящего постоянный характер;
  3. Исследовательские работы;
  4. Работы, носящие дренажный характер;
  5. С целью установки знаков геодезического типа;
  6. Иные обоснованные нужды.

Регулируется этот процесс гражданским и земельным кодексами.

Стоит отметить, что во всех подобных случаях определение необходимости установления обременения устанавливается судом. Ниже можно посмотреть судебную практику, которая сложилась в рамках решения таких вопросов. Чаще всего, она решается положительным образом в пользу установления обременения.

Определение стоимости сервитута на земельный участок

Плата соразмерного типа включает в себя несколько значений, которые влияют на суммарную стоимость обременения.

Выплаты будут меняться при изменении любого из значений выше.

Причинами для изменений могут послужить:

  • Действия геодезического характера;
  • Смена степени обременения, которая была объявлена первоначально;
  • Установление иного срока применения сервитута, даже если это бессрочный сервитут;
  • По согласию сторон.

Если установлен публичный сервитут на земельный участок, то изменения происходят лишь при изменении акта нормативного типа, в котором определяется стоимость за пользование. Иные обстоятельства влияния не оказывают.

Стоимость и периодичность выплат прописывается в ключевой части договора или в специальном соглашении дополнительного типа. Точная стоимость всегда устанавливается после одного из вариантов оценки.

Методы оценки и расчёта

Существует две методики, согласно которым выполняются расчёты:

  1. Единовременный платёж;
  2. Аннуитетные выплаты.

Подробности о них приведены далее.

При единовременном платеже

Стоимость за пользование при таком варианте определяется:

  • процентом земли, которая занята обременением по отношению к общей площади земли;
  • степень лимитирования пользованием земли;
  • интенсивность применения сервитута;
  • степень воздействия на возможности распоряжения землёй.

Специалисты определяют в этом варианте диапазон изменений дискретного типа (от 0 до 100 % с шагом в двадцать пять), степень значимости приведённых выше факторов при этом считается равнозначимой.

Далее специалист по каждому из факторов делает экспертную оценку степени убытков.

Варианты такой оценки приведены в таблице.

№ фактора / уровни убыткаНизкий уровень (0 %)Умеренный уровень (25 %)Средний уровень (50 %)Повышенный уровень (75 %)Высокий уровень (100 %)
1МалаяНезначительная, меньше 1/2 от общего значения площади1/2Больше среднего, выше 50 % от общей площадиВысокая, почти вся площадь
2Минимальная, не приносит неудобствНизкая, приносит незначительные неудобстваСредняя, нет возможности использовать площадь другим образомВозникают большие сложностиВозможность использовать объект практически отсутствует
3Лимитов почти нетЛимиты возникают эпизодически, очень редкоСредний дискомфорт в связи со средним возникновением лимитовЛимиты возникают очень частоЛимиты держатся на постоянной основе
4Не влияет на проведение сделокОказывает незначительное влияние при проведении сделокОказывает среднее влияние при формировании сделокСоздаёт существенные лимиты при сделкахПроводить сделки из-за сервитута становится невозможным
Кол-во наблюдений21100
Итог взвешенного типа0%25%50%75%100%
Итого75%
Кол-во факторов4
Итоговый процент долевой убыточности18,75%

Итоговый процент долевой убыточности = средневзвешенному от количества всех факторов.

При аннуитетных выплатах

Аннуитетные выплаты приравниваются к единовременной, в связи с чем расчёт идёт за 49 лет. При таком сроке сумма текущих выплат равна выплате единовременного характера из-за насыщения монотонно-затухающей функции сложного процента.

Как рассчитать соразмерную плату за сервитут на земельный участок?

Расчёт такой выплаты производится по одной из методик выше, при этом учитывается:

  1. Если сервитут налагается на объект муниципального или государственного типа, то плата может составлять от 0,1% до 3% от стоимости кадастрового типа такого объекта.
  2. Точная стоимость может быть скорректирована по согласию сторон в ключевой части договора или в рамках специального дополнительного соглашения.

При официальном установлении границ надела составляется акт межевания границ земельного участка. Что он собой представляет, вы узнаете на нашем ресурсе.
Можно ли оформить арендованную землю в собственность узнайте здесь. В процедуре есть некоторые серьёзные нюансы, которые нужно знать.

Судебная практика установки платы за сервитут

На текущее время сложилась такая судебная практика в РФ рамках заключения платного сервитута и установления размера оплаты:

  • Суд частично удовлетворил обращение, в котором гражданин просил установить сервитут, так как в противном случае в доме было невозможно провести работы ремонтного характера.
  • Судья установил лимит на постоянное использование земли, так как это было необходимо для обеспечения проезда. При этом с участка были демонтированы все препятствующие заграждения.
  • Был установлен сервитут на бессрочной основе для постоянного обслуживания здания, сумма выплат за сервитут была определена в качестве аннуитетного платежа, составляющего 1900 рублей.
  • Частичный сервитут был установлен для обеспечения возможности прохода. Сумма соразмерного платежа за год составила 25 700 рублей.
  • Суд определил устранение ограждений и наложил частичный запрет на пользование частью территорий, являющихся муниципальной собственностью. При этом стоимость платежа за год составила всего 160 рублей.
  • Частичное установление сервитута было определено после слушания дела по частной собственности. По решению суда сервитут нужно было установить с целью обеспечения прохода к объекту. Единовременная плата составила 18 404 рубля.
  • На бессрочной основе было решено установить сервитут в части территорий для обеспечения их ремонта, обслуживания и поддержки. Плата за сервитут составила менее 2000 рублей за месяц.

Полезную информацию об использовании сервитута рассказывает юрист в этом видео:

Это ключевая информация, которую следует понимать, при возникновении сервитута. Внимательно разбирайтесь в вопросах формирования платы за сервитут, методиках оценки, практики, которая на текущее время сложилась в судах. Тогда вы сможете решать ситуации при сервитуте наиболее выгодным для себя образом.

Как приватизировать земельный участок под домом читайте в этой нашей статье.

За дополнительной информацией по данному вопросу обращайтесь в рубрику «Земельный участок» по ссылке.

Источник: https://napravah.com/zemlya/plata-za-servitut.html

Оплата за земельный сервитут

Плата за сервитут на земельный участок

Сервитут дает возможность пользоваться земельным участком, т.е. определяет не право собственности, а право пользования. Как правило, собственник земельного участка, владелец сервитута, за причиненное обременение, получает определенную договором оплату. Однако именно в размере и способах определения размера оплаты и заключаются основные проблемы.

На данный момент законодательство не содержит конкретных методик и требований к правилам определения размера платы за сервитут. В законе говорится лишь о соразмерной плате за сервитут.

Эта плата определяется относительно условий использования сервитута, но всегда ли ее достоверно можно назвать соразмерной? Рассмотрим некоторые методики определения размера оплаты сервитута и иные его особенности.

Установление оплаты

Сервитут может устанавливаться не только на земельные участки, но и на иные объекты недвижимости, например, на дорогу, линейный объект, лесной участок. Земельный кодекс в статье 23 более подробно регламентирует порядок установления сервитута на различные объекты.

Собственник объекта, который подпадает под использование, имеет право потребовать определенную оплату. Однако плата за пользование участком должна быть соразмерной, это основополагающий принцип.

Особенности и порядок оплаты сервитута определяются договорными обязательствами, т.е. одна сторона должна предоставить право пользования, а другая сторона оплатить данную услугу. Оплата устанавливается в договоре по взаимному согласию сторон, однако при возникновении трудностей любые разногласия могут разрешаться в суде.

Итак, мы уже говорили, что стоимость (плата за сервитут) в первую очередь должна быть соразмерной. Оплата может производиться частями, по истечении определенного срока, либо единовременно, соответственно, данные условия должны быть в обязательном порядке прописаны в договоре. Единовременная выплата может быть увеличена за счет дополнительных платежей и компенсаций в следующих случаях:

  • если пользователь нарушает установленные правила использования сервитута;
  • по решению суда, если пользователь нарушает права собственника в отношении владения и пользования объектом сервитута.

Какие убытки может понести собственник

Несмотря на то, что за предоставление в пользование объекта недвижимости собственник получает оплату, он все же может понести определенные убытки. Зачастую сфера пользования сервитутом настолько широка, что собственник фактически теряет право распоряжаться собственностью. Если иные ограничения не прописаны в договоре, собственник вправе изъять участок из отношений сервитута.

Кроме того, оплата сервитута имеет целевое назначение – возмещение возможных потерь за пользование объектом недвижимости. Но, естественно, эту оплату стоит отличать от аренды. Согласно установленным правилам, плата за сервитут определяется, исходя из величины возможных убытков, и прямо пропорциональна ей.

Собственник сервитута может понести следующие убытки:

  • упущение выгоды;
  • причинение реального ущерба (например, аренда лесополосы, сопровождающаяся вырубкой зеленых насаждений со стороны пользователя);
  • существенное отличие в стоимости активов, находящихся под обременением;
  • возможные штрафы и неустойки в пользу третьих лиц. Пользователь сервитутом не является его собственником, поэтому ответственность за объекты недвижимости остаётся на владельце сервитута, поэтому, исходя из типа объекта отношений сервитута, могут последовать разного рода санкции.

Убытки и способы их определения

В большинстве случаев сервитут ограничивает права владельцев земельного участка, например, эти ограничения могут быть связаны с проходом по территории.

Ввиду ущемления прав размер платы за сервитут может быть увеличен по сравнению с первоначальной стоимостью.

Соответственно, если плата была единоразовой, то доплачивается компенсация, а если сервитут оплачивают по частям, то плата просто увеличивается.

Срок сервитута также является ведущим фактором для определения убытков. Например, для того, чтобы провести электрические линии, проложить провода или трубы на участке, много времени не требуется. Соответственно, кратковременное пользование участком не так уж и обременительно для собственника, и плата не будет высокой.

Таким образом, факторами, влияющими на размер платы за сервитут, являются:

  • вид работ;
  • срок сервитута;
  • последствия деятельности пользователя сервитутом (причинение ущерба по факту, например, в случае прокладки труб может быть нарушен внешний образ земельного участка);
  • упущенная выгода, т.е. возможные неполученные доходы (к примеру, объект недвижимости является источником дохода, соответственно, обременения пользователя могут существенно нарушить данный процесс).

Сервитут может стать причиной убытков и третьих лиц. Например, на земельном участке расположено предприятие, которое временно прекратило работу из-за возникших в отношении сервитута прав. Предприятие поставляет металл, но временно простаивает.

Покупатели металла несут убытки из-за сорвавшейся сделки и требуют возместить неустойку. Требование направлено к собственнику сервитута, который, в свою очередь, может увеличить плату за сервитут для пользователя, т.к.

непредвиденные расходы возникли по вине последнего.

Возможно ли изменить размер выплат

Размер выплат за сервитут может быть изменен в большую сторону. Как мы уже выяснили, размер доплат и компенсаций зависит от характера сервитута, его объекта и срока сервитута. Но, опять же, доплаты должны быть соразмерными.

Для того чтобы компенсация за сервитут изменилась, должны присутствовать объективные обстоятельства, которые связаны с увеличением или уменьшением ограничений собственника на объект недвижимости. Практике известны случаи, когда размер доплат уменьшался, так как изначально предполагаемые работы не были проведены на участке по факту.

Этому обстоятельству способствует право пользователя распоряжаться сервитутом в определенных рамках, при этом пользователь сервитута может как расширить свою деятельность, так и не использовать свои права на сервитут в полном объеме.

Все изменения оформляются дополнительным соглашением к основному договору или поправками, которые предусмотрены для публичных сервитутов. Собственник сервитута может изменить размер выплат, обратившись в суд и представив письменные доказательства.

Регистрация сервитута: пошлины для юридических лиц

Сервитут бывает двух типов:

Частный сервитут заключается между физическими лицами для собственного интереса, например, сервитут за право прохода к дачному участку через соседний.

Публичные сервитуты более сложны, так как субъектами правоотношений выступают муниципальные власти, предприятия государственного сектора. Публичный сервитут, как правило, используется для реализации задач не личного, а регионального значения. К примеру, публичным сервитутом будет использование земельного участка для прокладки коммуникаций.

Размер государственной пошлины за регистрацию сервитута установлен в статье 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации. На сегодняшний день для юридических лиц размер государственной пошлины составляет 22 000 рублей, а для физических лиц – 2 000 рублей.

Санкции за неоплату сервитута

Штрафные санкции могут последовать в следующих случаях:

  1. За неуплату сервитута.
  2. Неоднократное нарушение установленных сроков для оплаты.

Штраф выплачивается в пользу владельца сервитута. А при наличии систематических нарушений владелец сервитута имеет право изменить условия договора либо отказаться от него.

Разумеется, такая мера возможна только по решению суда.

Например, при систематических, грубых нарушениях договора суд может принять решение о лишении прав на землю (пользование землей) с последующим расторжением договора и выплатой штрафных санкций в пользу владельца сервитута.

Такая мера не редкость, поэтому стороны должны ответственно подходить к отношениям, вытекающим из права пользования сервитутом. Также нужно понимать, что право пользования сервитутом не всегда может быть бессрочным.

Если эта страница была вам полезна, посоветуйте её своим знакомым:

Источник: http://dgkh.ru/art/zemelnye-uchastki/servitut.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.