Плата за воду по общедомовому счетчику

Содержание

Общедомовые нужды, и как правильно за них платить

Плата за воду по общедомовому счетчику

Для расчета оплаты потребляемых на общедомовые нужды коммунальных ресурсов были введены нормативы, зависящие от площади помещений в МКД. Эта система платы за ОДН просуществовала достаточно долго.

В 2017 году понятие «общедомовые нужды» лишилось своего юридического статуса, хотя и осталось в лексиконе граждан. Услуга стала называться еще сложнее: коммунальные ресурсы на содержание общедомового имущества (КР на СОИ).

По закону ОДН из коммунальных платежей были переведены в жилищные.

Оплата коммунальных ресурсов, израсходованных на общедомовые нужды, регулярно становится причиной споров жильцов с управляющими компаниями. В 2017 году правила их расчета были изменены.

Это позволило уйти от обвинений в том, что УК не следят за состоянием коммуникаций и платить приходится за соседей.

В статье мы расскажем о том, что такое общедомовые нужды, об их видах, а также об актуальных правилах расчета оплаты для них.

Строчка с общедомовыми нуждами появилась в квитанциях ЖКХ осенью 2012 года вместе со вступлением в силу новых правил, установленных ПП № 354 от 6 мая 2011 года.

Рассчитываемые по нормативам потребления ОДН появились для того, чтобы возложить на всех жильцов оплату воды, тепла и света, расходуемых на содержание общих помещений.

В то время счетчики стояли далеко не во всех квартирах, поэтому наиболее логичный способ расчета объема ОДН как разницы между показаниями ОДПУ и всех ИПУ был недоступен.

Для расчета оплаты потребляемых на общедомовые нужды коммунальных ресурсов были введены нормативы, зависящие от площади помещений в МКД. Эта система платы за ОДН просуществовала достаточно долго.

В 2017 году понятие «общедомовые нужды» лишилось своего юридического статуса, хотя и осталось в лексиконе граждан. Услуга стала называться еще сложнее: коммунальные ресурсы на содержание общедомового имущества (КР на СОИ).

По закону ОДН из коммунальных платежей были переведены в жилищные.

В настоящий момент жильцы ежемесячно продолжают оплачивать УК стоимость ресурсов, потребленных в местах общего пользования. Расчеты платы ведутся с учетом показаний ОДПУ, ИПУ и нормативов, установленных региональными властями.

Начисленные общедомовые расходы не могут превышать тех самых нормативов. Если в доме по факту расходуется больше ресурсов, то это становится заботой управляющей компании.

Она должна искать протечки, заниматься совершенствованием инженерных коммуникаций и систем здания для повышения его энергоэффективности, а также выявлять недобросовестных жильцов.

Так была снята проблема многолетнего недовольства граждан тем, что им приходится оплачивать потребление соседей, расходующих КР без должного учета, а также платить за утечки, к примеру, той же воды из неремонтируемых УК труб.

Для обычных потребителей система стала проще и понятнее, а управляющим компаниям работы, несомненно, прибавилось.

Они каждый месяц должны проводить сверки расходования ресурсов с РСО, и при превышении потребления над установленными нормативами оплачивать разницу ОДН за свет и воду из своего кармана.

Есть несколько направлений, формирующих общедомовое потребление КР:

– уборка помещений общего пользования в многоэтажке, проведение санитарно-гигиенических работ;

– утечки, вызванные авариями, гидравлическими испытаниями трубопроводов, плановой промывкой системы и так далее;

– уход за придомовой территорией, ее благоустройство и освещение;

– освещение и подача тепла в общие помещения (подъезды, чердаки, подвалы). Этот пункт отвечает на распространенный вопрос о том, входят ли чердаки и подвалы в расчет ОДН по электроэнергии;

– содержание оборудования, находящегося в общественном пользовании (лифты, видеонаблюдение и прочие системы охраны, антенны, домофоны и так далее).

Мифы и реальность – что нужно знать об общедомовых нуждах

Потребленные на ОДН ресурсы – разница между показаниями общедомового счетчика и суммой показаний ИПУ, показывающих расход в квартирах и нежилых помещениях. По закону это потребление распределяется между собственниками всех имеющихся в многоэтажке помещений. Порядок определяется упоминавшимся уже ПП № 354.

Многие жильцы при виде ежемесячно начисляемой суммы за общедомовые коммунальные услуги начинают всерьез возмущаться, так как они уверены, что сюда должно входить лишь освещение подъездов, расход воды в подвальных помещениях и иные ограниченные потребности для мест общего пользования. Выше мы приводили пункты, за счет которых формируется эта плата. Перечень там значительно шире.

Если ранее жильцы часто вступали в споры по поводу завышенной платы за общедомовые нужды при фактическом значительно меньшем потреблении, то с новыми правилами расчета такие ситуации исключаются.

Подсчеты ведутся строго по показаниям счетчиков и с использованием нормативов, которые нельзя превышать.

Если собственники продолжают возмущаться начисленными цифрами, то УК следует ознакомить их с журналами учета и указать на возможность лично участвовать в ежемесячной процедуре снятия показаний с ОДПУ. У каждого владельца квартиры есть такое право.

Управляющие организации также часто сталкиваются с неправильным представлением жильцов о том, что им при наличии счетчиков приходится платить за тех, у кого приборов учета нет. Это ошибочное представление следует опровергать. На самом деле квартиры без ИПУ оплачивают коммунальные ресурсы по средней ставке, в качестве которой используются нормативы ежемесячного потребления.

Бывают ситуации, когда в помещениях без счетчиков ресурсы потребляются неэкономно, например, постоянно течет кран с водой. Это становится реальной проблемой, потому что собственники продолжают платить по нормативам, которые не перекрывают их перерасходы.

В таком случае чрезмерный расход действительно пойдет на общедомовое потребление. С этой проблемой УК нужно бороться – выявлять подобные квартиры и стимулировать их разумно пользоваться коммунальными ресурсами. Государство помогает в этом, регулярно поднимая тарифы для тех, кто все еще не установил ИПУ.

Это работает – квартир без счетчиков с каждым годом становится все меньше.

Другой вопрос – задолженность отдельных жильцов. Их долги никакого отношения к формулам расчета ОДН не имеют и продолжают оставаться личными обязательствами. Они не распределяются на других собственников. Даже если в доме появляется большое число должников за коммунальные услуги, это не ведет к увеличению платы за ОДН по общедомовому счетчику и по нормативам.

Общедомовое потребление воды

Общий расход воды в многоэтажке превышает сумму показаний ИПУ в квартирах и нежилых помещениях. Эти дополнительные кубометры появляются по трем направлениям.

1. Уборка помещений общего пользования и окружающей дом территории, полив зеленых насаждений.

На эти нужды обычно расходуется небольшое количество воды, не слишком сильно увеличивающее плату за общедомовые нужды.

2. Расход, выходящий за рамки складываемых показаний индивидуальных счетчиков.

Неверная информация о расходе по ИПУ появляется в двух случаях:

– жильцы забывают подавать показания или не имеют счетчиков;

– счетчики неисправны, или их показания искажаются собственниками квартир намеренно.

3. Погрешности в замерах.

Квартирные счетчики, как и любые другие приборы, имеют определенную погрешность в измерении. Она даже указывается в паспорте и может составлять до 5 процентов.

Как выполняется расчет для оплаты общедомовых нужд

Общая формула для расчета размера выплат проста. Из показаний общедомового счетчика вычитаются все показания квартирных ПУ и сумма средних нормативов, выставляемых тем, у кого счетчиков нет.

Полученная цифра расхода распределяется между всеми владельцами помещений в зависимости от размера принадлежащей им площади. Точное число квадратных метров берется из правоустанавливающих документов. Это ответ на еще один распространенный вопрос о том, какую площадь брать при расчете ОДН.

Здесь берется общая находящаяся в собственности площадь, что является наиболее справедливым критерием для распределения оплаты КР на СОИ.

По количеству проживающих начислять оплату той же общедомовой электроэнергии не так рационально. Дело в том, что выяснить реальное число жильцов не всегда возможно. Многие квартиры сдаются, и владельцы в них никого не прописывают.

Не влияет на начисление ОДН и длительное отсутствие жильцов, даже если оно подтверждается документально. Независимо от того, живет собственник в квартире или уезжает на полгода в другой город, подъезд необходимо убирать, придомовую территорию – освещать, а клумбы – поливать.

Разница между показаниями ОДПУ и суммой потребленных всеми помещениями ресурсов может быть нулевой и даже отрицательной. В первом случае плата за общедомовые нужды просто не начисляется.

Минус может получиться, если владельцы квартир без ПУ потребили меньше ресурсов, чем им насчитывается по нормативам.

Отрицательное значение в такой ситуации распределяется между всеми помещениями на следующие периоды.

В редких случаях в домах отсутствуют общие счетчики. Здесь ОДН считается по принятому властями региона нормативу, умноженному на площади, относящиеся к общему имуществу. Рассчитанная цифра пропорционально делится между собственниками.

Как снизить оплату ОДН

Чтобы управляющей компании не переплачивать из собственного кармана за сверхнормативное потребление КР, ей стоит работать по двум направлениям. Во-первых, нужно озаботиться установкой индивидуальных счетчиков во всех помещениях.

Наилучшим, хотя и достаточно затратным вариантом, будут современные модели ИПУ, дистанционно передающие показания в реальном времени.

При наличии таких счетчиков жильцы лишатся возможности манипулировать с их показаниями, и УК всегда будет знать актуальные объемы потребления.

Во-вторых, потребуется совершенствовать общедомовые инженерные коммуникации и процессы, при которых расходуются коммунальные ресурсы. Направлений работы тут множество. Сюда можно отнести устранение протечек труб в подвале и обновление коммуникаций, установку энергосберегающих систем освещения, теплоизоляцию общих помещений и многие другие мероприятия.

Рассказывает практик

Как работать с теми, кто жалуется, что плата за общие нужды слишком высока

Александр Рыжов,руководитель аппарата комитета Законодательного собрания Нижегородской области по вопросам градостроительной деятельности

По вопросу оплаты ОДН поступает немало претензий. Чтобы рассмотреть их и проанализировать для принятия грамотного и разумного решения, необходимо выделить следующие моменты:

  • ежемесячный размер потребления ресурса согласно показаниям общедомового счетчика;
  • объем расхода того же источника, который отображают индивидуальные приборы учета, суммированный с начислениями по среднемесячному использованию и нормативами для тех собственников, которые устройств регистрации не имеют (цифру следует взять за тот же период);
  • формулу, по которой определяется размер стоимости коммунальной услуги, потребленной на нужды дома;
  • расчет размера платы по каждому помещению (по месяцам);
  • электрооборудование, которое является общедомовым имуществом МКД, его мощностные характеристики и режим работы;
  • конкретное оборудование, подключенное к каждому коллективному счетчику, и принцип его работы;
  • площади всех индивидуальных помещений в доме (при отсутствии общественного прибора учета – площади совместного имущества).

Время от времени важно проверять, как общее устройство для измерения ресурсопотребления, его состояние, пломбы, соблюдение сроков проверки, схему подключения и прочие детали, которые могут влиять на его работу, так и индивидуальные – сроки поверки, соответствие сведений передаваемым плательщиком, номер устройства и схему подсоединения, целостность пломб. Также обязательной проверке на наличие повреждений и неразрешенных подключений подлежат инженерные сети в доме.

Когда вся необходимая информация будет получена, ее следует показать тем, кто обратился с жалобой, претензией. Им следует предоставить результаты потребления ресурса согласно показаниям коллективного счетчика, данные о пользовании ресурсом в каждом помещении. Все данные должны быть переданы владельцам, чтобы они убедились в их правильности либо указали на их неверность.

Только при внимательном анализе можно будет проверить, есть ли ошибки в начислении платежа за общедомовые нужды. Следует убедиться, что все без исключения помещения в здании включены в расчет платы за ОДН. Ведь если какие-либо из помещений не учитываются при расчете услуги на коллективные потребности, то бремя расходов на их содержание ляжет на плечи всех остальных жильцов.

Самые распространенные случаи, которые влияют на завышение расчетной цифры:

  • воровство коммунального ресурса (либо потребление его без договора, так называемые неучтенные помещения);
  • энергетическая неэффективность;
  • представление недостоверных индивидуальных показаний.

Источник: https://www.gkh.ru/article/102002-obshchedomovye-nujdy

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59ce088d9b403c8aa4ae8005/obscedomovye-nujdy-i-kak-pravilno-za-nih-platit-5b363fa5c20eaa00a93ce36c

Как расчитать ОДН за воду

Плата за воду по общедомовому счетчику

Постановление Правительства РФ № 354 о Правилах предоставления коммунальных услуг, регламентирующее расчёт ОДН за воду и в 2016 году, сохраняет принцип, по которому оплата потребляемых ресурсов потребителями производится по показаниям коллективных приборов учёта.

Коэффициенты сменились разделением на 2 составляющие:

  • общедомовые нужды,
  • индивидуальное потребление.

Согласно п. п. 40, 44 Правил, потребители ресурсов в многоквартирных домах, независимо от способа управления, оплачивают коммунальные услуги в жилых помещениях и, отдельно, – ОДН. Оплата прямо пропорциональна площади, которую занимают собственники.

Составляющие формулы

При расчёте потребления холодной воды на общедомовые нужды включается оплата:

  • полива газонов (палисадников),
  • внутридомовых водопотерь в сетях,
  • промывки коммуникационных сетей,
  • ресурса, отведённого на мытье лестничных площадок

При учёте горячей воде в общую сумму входит оплата:

  • внутридомовых водопотерь в сетях,
  • сброса воды в стояке (например, при ремонте батареи в многоквартирном доме),
  • технологического полива системы в процессе подготовки к отопительному сезону,
  • опрессовки системы отопления.

Общедомовое имущество, согласно ст. 36 п. 1 ЖК РФ, включает в себя все помещения дома, предназначенные для обслуживания более чем одного помещения в доме, при этом оно не должно быть частью квартир.

Под определение попадают: лестницы и площадки, шахты лифта, мусоропровода, чердаки и технические этажи, коридоры, подвалы с инженерными коммуникациями, помещения для организации общего досуга.

Общее имущество включает в себя уборочную площадь, сведения о которой содержаться в техпаспорте дома или в справке БТИ (форма № 8).  

На нормы ОДН по воде влияют:

  • степень благоустроенности дома и коммуникационных линий,
  • величина обслуживаемых прилегающих территорий,
  • этажность и количество подъездов,
  • наличие общедомовых приборов учёта воды.

Норматив на общедомовые нужды по водоснабжению (ГВС, ХВС, водоотведение) равен (=):

составляющая норматива (указываются в приложении к Приказу по региону)

  • (х) умноженная на количество проживающих в доме человек,
  • (/) разделённая на площадь помещений общего имущества.

Норматив потребления на ОДН по холодной и горячей воде утверждаются органом местного самоуправления в каждом конкретном регионе и представлен как приложение к Приказу Минэнергетики и ЖК в виде подробных таблиц.

Например, для Пермского края норма по горячему водоснабжению для жилых многоквартирных домов 1 группы (из 8) с сидячей ванной 120 см. с душем при закрытой системе теплоснабжения в 1-этажных зданиях равен 0,249, а для 9-этажных (при тех же условиях) – уже 0,579. В г.

Королёв на 2015 год расчёт ОДН по холодной воде производился, исходя из 37,79 руб./ куб. м., и 108,34 руб./ водоснабжение 1 чел. и т.д.

Формулы расчёта

То, как производится расчет ОДН по воде, зависит от наличия/отсутствия общедомового счётчика.

Отсутствие общедомового прибора

При отсутствии общего счётчика, расчет платы производится по нормативам, при этом алгоритм в соответствии с каждым нормативом дан в Приказе Минэнергетики и ЖК. В схематическом выражении формула расчёта ОДН по горячей и холодной воде в этом случае выглядит так:

Наличие общедомового прибора

Общие нужды при наличии счётчика составляют разницу между значением, которое показал общедомовой прибор, и общей суммой значений индивидуальных счётчиков вместе с расходами по нормативам в необорудованных счётчиками помещениях.

Получившийся результат распределяется пропорционально занимаемой площади между всеми собственниками.

Соответственно, независимо от количества проживающей в многокомнатной квартире людей, расход ОДН на неё будет больше, чем для однокомнатной.

Способы уменьшить суммы оплаты и избежать спекуляций

Так как объём начислений зависит от площади, то оплата нужд дома производится и в том случае, если в квартире:

  • никто не прописан,
  • фактически живёт больше (меньше) человек, чем зарегистрировано,
  • собственник уехал отдыхать или переехал.

В ситуации, когда фактически в квартире проживает и потребляет воду большее количество людей, чем прописано, возникают проблема «резиновых квартир». Если таких становится очень много, общедомовые счётчики могут показать потребление в 1,5-2 раза большее, чем предусмотрено нормативом.

При этом владельцы «резинового» фонда считают, что финансово целесообразнее не ставить индивидуальные счётчики. Поскольку разница между нормой и реальным потреблением становиться частью общедомовых нужд, за перерасход платят все жители. Для предотвращения этого следует использовать следующие законодательные возможности:

  1. Пункт 56 Постановления № 354 указывает, что при временном проживании непрописанных жильцов (от 5 дней подряд), норматив устанавливается и рассчитывается сообразно фактическому числу проживающих потребителей. Сам факт фиксируется Актом о фактическом проживании, составить который имеет право и полномочия Совет дома.
  2. Пункт 19 (б) Постановления № 307 позволяет считать дату начала (и период) временного проживания с момента, указанного потребителем в уведомлении. Уведомление пишется в свободной форме с указанием ФИО, паспортных данных, периода пребывания и передаётся исполнителю.
  3. Если потребитель отказывается подавать уведомления и скрывает свои данные для фиксирования их в Акте, следует обратиться с письменным заявлением в УВД. В этом случае в присутствии участкового и свидетельствующих соседей составляется Акт, на основании которого начисляется плата на незарегистрированного жителя.

Постановлением № 354 оговаривается, что размер начислений на услуги ЖКХ не должен превышать соответствующие нормативы потребления. Если начисления превысят этот предел, разницу должна будет оплатить управляющая компания – поставщик-коммунальных услуг.

Для собственников, состоящих в ТСЖ или ЖКС, характерен вариант принятия на общем собрании решения о самостоятельном погашении такой разницы. Однако при исполнении коммунальных услуг не управляющей компанией, а ресурсоснабжающей организацией, независимо от решения, принятого на собрании, оплата образовавшейся разницы должна производиться собственниками.

Снижению расходов и предотвращению спекуляций со стороны владельцев «резиновых квартир» способствуют:

  1. Установка индивидуальных счётчиков и своевременная подача показания по ним. Сразу после установки собственнику необходимо передать в ЖЭУ Акт ввода в эксплуатацию. Это позволит бухгалтеру внести счётчики в расчётную систему. Если передача показаний происходит с опозданием, то для определения нужд дома, от данных расхода общедомового прибора отнимается среднее значение потребления за 3 последних месяца с последующим перерасчётом данных после получения точной информации.
  2. Достоверность информации о площади общедомового имущества, жилых и нежилых помещений.
  3. Сведения, собранные силами Совета дома, о реальном количестве людей, проживающих в квартире без индивидуального прибора учёта более 5 дней подряд.
  4. Установка в квартирах различных приспособлений для экономии воды (например, http://water-save.com/).
  5. Проверка состояния коммуникаций, которые должны соответствовать требованиям технического регламента. Ответственность за функциональность систем лежит на управляющей организации. Если перерасход по общедомовым нуждам происходит из-за подтекающей трубы в подвале, то оплата, при наличии доказательств, осуществляется тоже управляющей организацией.

Эксперимент, проведённый во Владивостоке по введению подобных мер экономии, уже в первый месяц показал снижение расходов на 7%.

Читайте далее

Источник: https://hitropop.com/voda/uchet/raschet-odn.html

Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Плата за воду по общедомовому счетчику

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет? 

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г.

№ 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; далее – закон об энергосбережении).

Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил.

В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие “Воронежтеплосеть”, которое снабжало водой один из домов-“нарушителей”.

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Узнайте, кто и в каком порядке проводит проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях прибора учета, из “Домашней правовой энциклопедии” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Тогда МКП “Воронежтеплосеть” обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО “УК “Городок” – организации, которая управляла этим домом.

Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений.

Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г.

№ А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14).

Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество.

Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

По мнению адвоката, руководителя проекта “Народный адвокат” по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета.

“Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании”, – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами.

Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц.

В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения.

Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек.

Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

МНЕНИЕ

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов “Гордейчик и партнеры”

“Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них.

Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом.

Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе”.

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить? 

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. “в” п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно.

Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО “Водоканал”, которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года.

Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления.

При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г.

№ А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014).

Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО “Водоканал”. Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст.

20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г.

 № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим.

Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать.

Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п.

48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п.

17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г.

№ 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г.

№ 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

*** 

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.

Источник: https://www.garant.ru/article/695719/

Общедомовые нужды на воду: оплачивать или нет

Плата за воду по общедомовому счетчику

Сегодня многие жильцы многоквартирных домов задаются вопросом, правомерно ли начисление ОДН за воду, как производится его расчет и нужно ли оплачивать общедомовые нужды.

«ХВС ОДН» — расшифровка

Получая ежемесячную квитанцию по оплате, первое, что может смутить — это обилие аббревиатур, непонятных для того, кто только начал вникать в детализацию коммунальных начислений.

«ХВС ОДН» и «ГВС ОДН» — это расход ресурса на общедомовые нужды (ОДН) по холодному водоснабжению (ХВС) и горячему (ГВС).

Как правило, расход холодного водоснабжения превышает расход горячего. Это происходит за счет того, что именно холодная вода является основной водоснабжения в многоквартирном доме, а горячая получается путем нагревания холодной и поставляется в том объеме, который необходим для получения нужной температуры.

Нагрев происходит при помощи нагревательных аппаратов, которые повышают температуру воды до 60-75°C, после чего домовые насосы подают воду по трубопроводам в квартиры и другие места домового потребления.

За счет того того, что получение горячей воды требует дополнительных ресурсов в виде нагрева и подачи в квартиры, ее стоимость обычно выше, чем стоимость холодного водоснабжения.

Что входит в ОДН по холодной воде

В число ОДН по воде входит расход ресурса, потребляемого на содержание и обслуживание общедомовых территорий дома. К таким территориям относится как внутридомовое пространство (подъезды дома, подсобные помещения, чердаки и подвальные помещения), так и внешняя территория, прилегающая к дому (двор, автостоянка, дополнительные постройки).

Подробнее о том, что такое ОДН

Нужно ли оплачивать общедомовые нужды по воде

ОДН по воде оплачивается собственниками квартир. Такой регламент прописан в Постановлении Правительства №354.

Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354

Таким образом начисление ОДН по воде является совершенно правомерным со стороны управляющей компании.

Как производится расчет ОДН по воде

В отличие от квартир, общедомовые территории не оснащены индивидуальными приборами учета (ИПУ), а потому расход воды на общедомовые нужды фиксируется только общедомовым счетчиком (ОДПУ).

При расчете платы ОДН за воду в многоквартирном доме в первую очередь снимаются показания общедомового счетчика. Он показывает, сколько всего воды было потреблено в рамках дома за отчетный период.

Далее собираются и суммируются показания индивидуальных приборов учета жильцов. Для того, чтобы баланс по дому были сведен корректно, показания ИПУ должны сниматься единовременно.

После того, как показания ИПУ собраны, их сумма вычитается из показаний общедомового счетчика. Разницу, которая при этом получается, и принято считать расходом на общедомовые нужды.

Простой пример: общедомовой счетчик показал потребление 4 000 м³ воды за отчетный период. Сумма показаний с индивидуальных приборов учета составила 3 800 м³. Полученная разница в 200 м³ — это и есть то количество воды, которое было потрачено на содержание и обслуживание общедомовых территорий — на влажную уборку в подъезде, полив клумб на территории и т.д.

Как начисляется ОДН за воду

Распределение ОДН по воде происходит в соответствии с размером жилплощади, которую занимает собственник.

После того, как становится известен общий объем ОДН, это количество делится на всю жилую площадь в доме, чтобы установить объем ОДН на 1 м² жилого помещения, и далее умножается на площадь квартиры собственника по формуле:

Размер оплаты за ОДН рассчитывается по нормативам и тарифам, которые утверждены городским или региональным правительством.

Подробнее о том, как рассчитывается ОДН

На практике существует около десятка причин, приводящих к высокому ОДН. Их устранение становится задачей управляющей компании. «СТРИЖ» уже в первые недели после установки позволяет разобраться с основными причинами и наладить точную систему поквартирного учета воды в многоквартирном доме.

Хотите снизить ОДН
в многоквартирном доме?

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

В продолжение статьи:

Большой ОДН на воду: причины и методы снижения

Воровство воды: как устранить хищения в многоквартирном доме

 Выгодно ли ставить счетчики на воду

Источник: https://uchet-jkh.ru/publikacii/nujno-li-oplachivat-odn-na-vodu.html

Зачем нужен общедомовой прибор учета воды

Плата за воду по общедомовому счетчику

Почти все жилые дома обеспечены централизованной системой водоснабжения. В любое время суток, отвернув кран на смесителе, можно получить воду. Конечно, эту услугу оплачивает квартиросъемщик. Но оплачивается не только индивидуальное водопотребление. Жильцу придется оплатить и воду, идущую на общедомовые нужды.

Это естественно, ведь необходимо мыть места общего пользования, поливать газоны на придомовых участках. На опрессовку отопления тоже требуется вода. Как же разграничить эти две статьи расходов? Для этого в многоквартирном доме устанавливают общедомовые счетчики воды.

Зачем ставить общедомовые счетчики

Федеральное законодательство обязывает собственников устанавливать во всех многоквартирных домах общедомовые приборы учета воды. При отсутствии счетчика управляющая компания может начислить плату по усредненному тарифу. А он варварский, тем более что органам местного самоуправления дано право самостоятельно регулировать цены на водопотребление.

Если, например, на водоводе вне пределов жилого дома произойдет утечка воды, объем вылитой на землю жидкости будет пропорционально разделен между квартиросъемщиками, «сидящими» на этой трубе, и оформлен в разделе «общедомовые нужды».

При установленных общедомовых приборах учета горячей и холодной воды заставить платить за потерянную на трассе воду будет невозможно. Жильцы заплатят только за ту жидкость, которая миновала водомер. Только после этого будет производиться расчет.

Виды общедомовых счетчиков

Как правило, в роли общедомовых приборов учета воды в многоквартирных домах выступают турбинные водомеры. Они имеют фланцевое крепление к водопроводной трубе. Диаметр условного прохода колеблется в диапазоне от 40 до 150 миллиметров. Чем больше квартир в доме, тем больший диаметр применяется.

Предпочтение отдается сухоходам. Эти приборы учета практически не зависят от чистоты воды. В отличие от сухоходов, мокроходы легко повреждаются плохо отфильтрованным мусором.

Встречаются и комбинированные водомеры, которые в своей конструкции используют как крыльчатку, так и турбинку, что позволяет снимать показания в полном диапазоне расходов воды.

Из-за маленького напора турбинка не способна раскрутиться. В этот момент работает крыльчатка.

Обычно такие водомеры выпускаются отдельно на горячую и холодную воду. Производители не препятствует использованию горячего водосчетчика в магистрали холодной воды. Но из-за применения термостойких материалов счетчики на горячую воду обычно более дорогие.

Выбирая общедомовой водомер, важно учесть:

  • выбор оптимального условного диаметра, позволяющего работать во всем диапазоне расхода для конкретного многоквартирного дома;
  • возможность монтажа всей сопутствующей сантехнической запорной и фильтрующей арматуры, позволяющей проводить обслуживание прибора без слива жидкости из системы;
  • возможность установки на трубы под любым удобным углом;
  • наличие поворотного счетного механизма для удобства считывания информации;
  • возможность осуществления метрологической калибровки;
  • наличие систем, позволяющих снимать показания водомеров дистанционно.

В связи с тем, что услуги горячего водоснабжения не всегда соответствуют нормативно-правовым требованиям, все больше возрастает интерес потребителей к счетчикам горячей воды с интегрированным термическим датчиком. Термодатчик, измеряя температуру проходящей через него воды, вносит в счетный механизм поправочные коэффициенты, равные:

  • при t воды более 50 градусов – k = 1;
  • при t воды от 45 до 49 градусов – k = 0,9;
  • от 40 до 44 градусов – k = 0,7;
  • при температуре воды ниже 40 градусов расход горячей воды не учитывается, водомер считает расход по тарифу холодного водоснабжения.

При установке такого водомера счетный механизм сразу выдает потребителю количество кубометров горячей воды с учетом поправки на ее температуру. Это позволяет неплохо сэкономить. Ведь многим знакомо это ожидание появления из крана горячей воды. И чем выше этаж, тем дольше приходится ждать. А счетчик невозмутимо вращается, накручивая копейки и рубли горячей воды, которая совсем не горячая.

Минусы этого счетчика в следующем:

  • довольно высокая цена;
  • ожесточенное сопротивление установке термоводомеров сотрудниками ЖКХ. Им невыгодно использовать этот прибор.

Цена общедомового прибора учёта холодной и горячей воды (включая стоимость монтажа) — от 70 до 300 тыс. руб.

Федеральное законодательство возлагает обязанности по покупке и установке общедомового прибора учета на собственников жилья и управляющие компании. Собственником многоквартирного дома является муниципалитет. Логично, что все расходы на установку счетчиков должны ложиться на управляющие компании. Однако юристы считают иначе, возлагая ответственность за оплату на собственников жилья.

Поэтому приобретение водосчетчиков и расходы на их установку распределяются между квартиросъемщиками. Размер выплат рассчитывается пропорционально площади занимаемых квартир.

Подобная практика полностью закрепилась в системе ЖКХ.

Однако есть прецеденты по ее оспариванию, когда суд встал на сторону собственников жилья и обязал управляющие компании установить общедомовые приборы учета за свой счет.

Сумму к оплате установки счетчиков включаются в квитанцию на оплату услуг ЖКХ в раздел капитального ремонта. При этом квартиросъемщик вправе оплатить свою долю единовременно, либо запросить рассрочку на срок до пяти лет. В случае рассрочки квартиросъемщику придется оплатить и процент в размере ставки рефинансирования, установленной Центробанком на день, когда требуемая сумма начислена.

При отказе жильцов на установку общедомовых приборов учета их монтируют управляющие организации, после этого с квартиросъемщиков средства взыскиваются принудительно. При этом им придется заплатить и за механизм принудительного взыскания средств.

Порядок действий при установке

Перед установкой общедомового прибора учета воды необходимо провести общее собрание собственников квартир с оформлением соответствующего протокола и решения этого собрания.

Согласно «Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме», общедомовые приборы учета воды — это коллективное имущество. Для установки ОДПУ не менее двух третей собственников должны проать «за».

О таком собрании собственникам должны сообщить представители УК или ТСЖ. Если они этого не сделают, то согласно п. 5 статьи 9.16 КоАП, коммунальщикам грозит штраф.

После собрания инициативная группа должна согласовать установку с управляющей компанией, составить смету и определить установщика. Средства на приобретение и монтаж водомеров могут быть предоставлены управляющей компанией. Деньги берутся со средств, собранных по статье капитального ремонта. Впоследствии эти финансы взыскиваются с жильцов.

Установка общедомовых водомеров должна осуществляться ресурсоснабжающей организацией, например, водоканалом. В принципе, установка общедомовых приборов обязательна, поэтому жильцам ничего другого не остается, как добровольно согласиться на эту процедуру, постепенно оплатив ее.

При этом квартиросъемщики получают ряд бонусов:

  • оплата только израсходованной по факту воды;
  • исключение оплаты потерь водоресурсов по дороге к дому;
  • оперативное выявление потерь воды в самом доме.

Отказ же от установки ничего не даст. Счетчик будет установлен все равно, но это повлечет за собой ряд финансовых потерь.

При отсутствии в многоквартирном жилом доме общедомового прибора учета воды управляющая компания обычно начисляет плату за водопотребление по общему варварскому тарифу, который обычно намного превышает реальное потребление каждым квартиросъемщиком. Безусловно, это неплохая кормушка для организаций ЖКХ. Поэтому при установке общего прибора управляющая компания может всячески увиливать от приема данных как от обещедомового счетчика, так и от индивидуальных водомеров жильцов.

Кто снимает показания с общедомового прибора учета воды

По закону показания с общедомового прибора учета воды снимает представитель ресурсопоставляющей организации. Возможность присутствия при этом делегата от жильцов в законодательстве не прописана. Однако все руководящие документы по вопросам взаимодействия ЖКХ с гражданами требуют обязательного ответа перед последними на все возникающие вопросы.

Принцип оплаты за потребление

Оплату за потребление воды на общедомовые нужды рассчитывает представитель управляющей компании совместно с делегатом от жильцов дома.

В квитанции это пункт «ОДН».

Чтобы исключить обман со стороны управляющих компаний, жителям многоквартирных домов необходимо уметь самостоятельно рассчитывать количество воды, идущее на общедомовые нужды.

Чтобы  рассчитать водоснабжение по общедомовому счетчику, необходимо из  показаний общего счетчика вычесть сумму показаний индивидуальных водомеров со всех квартир, сумму кубометров воды, истраченной в квартирах, не имеющих счетчиков и рассчитываемой по нормативам. Для вычисления потребностей на общедомовые нужды полученную разность необходимо умножить на общую площадь своей квартиры и разделить на площадь всех помещений.

Поверка общедомовых счетчиков

Общедомовые счетчики воды, как и индивидуальные счетчики через указанные в паспорте сроки должны проходить обязательную поверку в метрологических организациях на предмет правильности передаваемых показаний. Как правило, счетчики горячей воды должны проходить поверку через 4 года эксплуатации, холодной – через 6 лет.

Поверку общедомовых приборов, из-за их массивности, обычно проводит на месте установки заранее приглашенный специалист – метролог, имеющим соответствующую лицензию на право проведения подобных работ.

Согласно действующему законодательству, общедомовые приборы учета воды относятся к общему имуществу многоквартирного дома, следовательно, по Жилищному кодексу за его эксплуатацию отвечает управляющая компания. Именно она должна осуществлять проведение поверочных мероприятий, финансируя их средствами из ежемесячной платы квартиросъемщиков, которые берутся из раздела «содержание и ремонт жилого помещения».

Понятно, что деньги за поверку берутся из кармана жильцов, но их размер не должен превышать установленный лимит для содержания и ремонта жилого помещения.

Итак, установка общедомового водомера в многоквартирном доме дает ощутимую экономию при оплате воды на общедомовые нужды, выявлять утечки и вычислять хитрых потребителей, уклоняющихся от оплаты.

В качестве приборов учета обычно используются турбинные сухоходы.

Установка и поверочные мероприятия производятся за счет жильцов дома. Для более быстрой и бесконфликтной установки общего водосчетчика желательно проведение общего собрания квартиросъемщиков с составлением соответствующих документов.

Для исключения обмана со стороны представителей управляющей компании, важно вникнуть в порядок формирования квитанции на оплату водопотребления на общедомовые нужды.

Полезная статья? Оцените и поделитесь с друзьями! 

Источник: https://oschetchike.ru/vody/obschedomovoj-v-mnogokvartirnom-dome

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.