Площадь земельного участка под многоквартирным домом

Содержание

Блог

Площадь земельного участка под многоквартирным домом

Вопросы правового положения земельных участков, которые относятся к придомовой территории многоквартирных домов (МКД), интересны не только собственникам квартир многоквартирных домов, многие из которых хотели бы законным образом зарегистрировать свои права на землю, но и управляющих организаций и муниципалитетов, для определения зоны ответственности по содержанию указанных территорий. 

Думаю, большинство собственников квартир и нежилых помещений многоквартирных домов знают прописную истину, о которой можно часто услышать из средств массовой информации, а также прочитать на многочисленных сайтах, посвященных теме ЖКХ: то, что земельный участок под МКД, а также придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства является, в силу закона, собственностью, прошу прощения за тавтологию, собственников помещений МКД.

Также часто мы слышим и читаем о том, что указанные земельные участки собственники легко могут оформить в установленном законом порядке, проведя общее собрание собственников помещений МКД и оформив необходимые документы для подачи в Федеральную службу Росреестра.

При рассмотрении данного вопроса, все-таки считаю, что необходимо разграничить вопросы права собственности на земельный участок под МКД и придомовую территорию МКД как общее имущество собственников МКД и вопросы разграничения обязанности содержания указанных земельных участков, составляющих придомовую территорию МКД.

По вопросам права собственности на землю под и при МКД

Процедура оформления придомового земельного участка многоквартирного дома подробно описана на официальном сайте Росреестра, да и на многих других, приближенных к сфере ЖКХ.

Однако так ли легко это сделать то, что провозглашается законом, и реально ли вообще осуществить такое мероприятие, если у собственников квартир возникнет такое желание?

Для выяснения всех нюансов правового статуса земли при МКД нужно учитывать правовые нормы не только жилищного, но и земельного, градостроительного законодательства, а также нормы государственного и муниципального права.

В соответствии с п. 3 статьи Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке.

Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность”, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования.

Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/obshchee-imushchestvo-mkd/zemelnyy-uchastok-pod-mkd-i-pridomovaya-territoriya-slozhnosti-pravovogo-regulirovaniya/

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 7 марта 2019 г. № 153/пр “Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома”

Площадь земельного участка под многоквартирным домом

Обзор документа

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 т. N 1578 “О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды” приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.

Утверждены
приказом Министерства строительстваи жилищно-коммунального хозяйстваРоссийской Федерации

от 07 марта 2019 г. N 153/пр

Методические рекомендации
по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома

1.

Настоящие Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (далее также – образуемые земельные участки), разработаны в целях оказания методологического содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления при проведении работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, и которые не были образованы ранее.

2. В целях формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендуется провести следующие мероприятия:

1) подготовить и утвердить проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка (земельных участков), на котором (на которых) расположен (расположены) многоквартирный дом (многоквартирные дома);

2) провести работы по подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков) (далее – кадастровые работы);

3) представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав (далее – орган регистрации прав) прав документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков).

3. С учетом требований, предусмотренных подпунктом 4 пункта 3 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”, определение местоположения границ земельных участков, занятых многоквартирными домами, рекомендуется осуществлять в рамках подготовки проекта межевания территории.

4. Определение местоположения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, рекомендуется осуществлять при образовании такого земельного участка с учетом следующих особенностей:

1) под каждым многоквартирным домом рекомендуется образовывать отдельный земельный участок;

2) границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы не нарушить права и законные интересы неограниченного круга лиц, правообладателей иных земельных участков, собственников помещений в данном многоквартирном доме и других многоквартирных домах;

3) границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы все объекты, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, были расположены в границах образуемого земельного участка;

4) при определении границ образуемого земельного участка рекомендуется учитывать, что данный земельный участок, а также смежные с ним земельные участки должны отвечать требованиям статьи 11 Земельного кодекса;

5) в границы образуемого земельного участка не рекомендуется включать земли или земельные участки, в отношении которых у третьих лиц имеются права (собственности или иное законное право), земли или земельные участки, на которых расположены объекты капитального строительства, не относящиеся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары и иные территории общего пользования.

5. Размер образуемого земельного участка рекомендуется определять исходя из:

1) площади многоквартирного дома, то есть суммарной общей площади всех квартир в таком доме, площади всех нежилых помещений и помещений вспомогательного использования в таком доме;

2) территории, необходимой для обеспечения функционирования (обслуживания) площади многоквартирного дома, с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания и пребывания граждан в многоквартирном доме, обслуживания данного дома и иных объектов, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также доступ к такому дому и иным подобным объектам;

3) плотности застройки элемента планировочной структуры, в границах которого расположен соответствующий многоквартирный дом,

4) наличия на прилегающей к многоквартирному дому территории элементов благоустройства, созданных при финансовом участии собственников помещений в многоквартирном доме в рамках федерального проекта “Формирование комфортной городской среды”, с учетом утвержденного органами местного самоуправления дизайн-проекта благоустройства дворовой территории.

6. При образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, рекомендуется рассматривать объекты, принадлежащие собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.

В границы такого земельного участка целесообразно включать земли и земельные участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры, в том числе сети инженерно-технического обеспечения, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для сушки белья, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания многоквартирного дома.

7.

При образовании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, рекомендуется учитывать будущее градостроительное развитие территорий, на которых расположены многоквартирные дома, определенное в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и иных документах, определяющих направления развития соответствующей территории, а также результаты инвентаризации дворовых территорий, проведенной в рамках федерального проекта “Формирование комфортной городской среды”.

8.

Образование земельных участков под многоквартирными домами, расположенными в границах территорий, на которых в соответствии с правилами землепользования и застройки предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию, в том числе развитию застроенных территорий, комплексному развитию территорий по инициативе их правообладателей или органов местного самоуправления, рекомендуется осуществлять на основании утвержденного в отношении такой территории проекта межевания и (или) проекта планировки территории в рамках осуществления деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и земельным законодательством.

9.

Образование земельных участков под многоквартирными домами, включенными в региональные и (или) муниципальные программы, направленные на переселение граждан из признанных аварийными многоквартирных домов, рекомендуется осуществлять по границе (контуру) признанного аварийным многоквартирного дома по истечении срока, установленного органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, для осуществления собственниками помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции.

10.

Образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, из земель или земельных участков, находящихся в федеральной собственности, рекомендуется осуществлять федеральным органам исполнительной власти; из земель или земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, – исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; из земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, – органам местного самоуправления; из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, – органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления, наделенных полномочиями по распоряжению такими земельными участками (далее – уполномоченные органы).

11. Уполномоченным органам рекомендуется образовывать земельные участки под многоквартирными домами по собственной инициативе или в связи с поступлением заявления любого собственника помещения в многоквартирном доме об образовании земельного участка, занятого таким домом.

12. Рекомендуется учитывать, что со дня осуществления государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в составе общего имущества в таком доме в соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”.

Необходимость проведения отдельной государственной регистрации права общей долевой собственности на указанный земельный участок не предусмотрена законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

13.

В целях организации проведения образования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, уполномоченным органам рекомендуется утвердить график выполнения соответствующих мероприятий, в котором рекомендуется определить планируемые сроки подготовки и утверждения документации по планировке территории, выполнения кадастровых работ, осуществления государственного кадастрового учета образуемых земельных участков.

14. В целях обеспечения реализации графика выполнения мероприятий по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, уполномоченным органам рекомендуется предусматривать в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации средства на его реализацию.

Обзор документа

Минтруд разработал методические рекомендации по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (МКД).

Органы госвласти и местного самоуправления составляют и утверждают проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка под МКД. Также они подают в Росреестр документы для государственного кадастрового учета образуемого земельного участка.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72093646/

Земельный участок многоквартирного жилого дома

Площадь земельного участка под многоквартирным домом

Управляющая компания утверждает, что их земля ― это 3–5 метров от стены дома, а остальная земля не их, хотя на этой земле находятся так называемые детские площадки (у нас это один покосившийся ржавый грибок), за которые управляющая компания удерживает деньги. Как определить границы земельного участка, прилегающего к дому? Действительно ли управляющая компания должна содержать или нести ответственность за ненадлежащее обслуживание участка?

 Вести ПодмосковьяВести Подмосковья

«Многочисленные проблемы, касающиеся содержания земельного участка, прилегающего к многоквартирному дому (придомовой территории), вызывают различные вопросы у собственников жилья.

Что относится к придомовой территории, каковы ее границы, кто отвечает за надлежащее состояние придомовой территории и кого наказывать за плохое обслуживание ― вот самые насущные из вопросов», – рассказывает эксперт в сфере ЖКХ Юрий Ганенко.

Напомним, что придомовая территория это земля, располагающаяся вокруг жилого дома, которая определена и закреплена за ним землеустроительной и градостроительной документацией в рамках отведенного участка.

Кроме самого дома, на этой территории могут находится принадлежащие дому сооружения и необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и удовлетворения потребности ее жильцов и арендаторов нежилые помещения.

Плюсы и минусы оформления в собственность придомового участка. Аргументы «за»: защита двора от незаконного строительства – магазинов, автозаправок, жилых домов; получение прибыли с дальнейшим распределением ее на благоустройство двора и ремонт подъездов; приватизация участка бесплатная.

Выделение придомовой территории в общую долевую собственность дает жильцам право использовать ее по своему усмотрению. Если по строительным нормам на придомовой территории многоквартирного дома можно оборудовать платную парковку, с автомобилистов можно получать неплохой доход.

Можно дать разрешение на установку киоска на территории двора и распоряжаться всем вместе арендной платой его владельца.

Собственники придомовой территории имеют право требовать арендную плату с хозяев парикмахерских, супермаркетов и других заведений, которые располагаются на первых этажах с соответствующими подъездными путями и пристройками и переводить ее на счет дома.

Аргументы «против»: необходимость платить налог на землю; на участке можно размещать только детские и спортивные площадки, а также гаражи для инвалидов и участников ВОВ: ремонт и содержание территории (в том числе и дорог, внутри дворовых проездов) теперь осуществляется за счет собственников дома. Пока дороги и придомовая территория находится в муниципальной собственности, их кое-как латают из городского бюджета. Кстати, ямочный ремонт 1 кв. м асфальта обходится в 1000 рублей, а капитальный – в 1500 рублей.

Размеры придомового участка определяются на основе существующей плотности окружающей застройки, количества этажей в жилом доме, наличия дорог общего пользования. Минимальным размером придомовой территории принято считать участок, равный площади самого дома. Размеры придомовой территории определяют по специальным формулам.

За основу берут формулу, где нормативная площадь придомового участка МКД вычисляется произведением общей площади помещений дома на удельный показатель земельной доли на 1 кв. м жилья с учетом этажности и возраста здания.

Фактически же площадь земельного участка определяет расположение всех других объектов по отношению друг к другу, территория, которая была выделена застройщику на строительство зданий и прочие характеристики.

Придомовая территория не всегда находится на кадастровом учете. В таких случаях используют данные техпаспорта земельного участка. Придомовой участок территория единая, и выделить из нее часть в распоряжение отдельного подъезда или для продажи отдельной квартире нельзя.

Согласно Правилам содержания общего имущества многоквартирного дома ( 491 от 13.08.

2006) придомовая территория многоквартирного дома состоит из: участка земли, где возведено строение; элементов озеленения и прочего благоустройства; детских и спортивных площадок; сушилок для белья; коллективных автостоянок; пожарных проездов; трансформаторных подстанций; тепловых пунктов; других объектов, необходимых для нормальной эксплуатации дома. Все перечисленные объекты должны быть расположены в пределах границ, которые указаны в кадастровом паспорте.

Стоит знать, как оформить права жильцов на придомовую территорию. Закон предусматривает три способа для определения площади придомовых участков: первый – для новостроек, второй и третий – для домов, построенных уже давно.

В первом варианте многоквартирный дом проходит обязательную процедуру кадастрового учета, во время которой устанавливаются размер и границы придомовой территории, и только после этого дом сдают в эксплуатацию.

Формирование земельного участка проводит застройщик, соответственно и стоимость работ включается в стоимость приобретаемого жилья.

Если близлежащая к дому территория переходит жильцам в общую долевую собственность бесплатно (для старых многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию времена СССР, до появления Жилищного кодекса (01.03.2005), то используют два других варианта: когда территория уже находится на кадастровом учете и другой, когда земля не зарегистрирована.

Здесь есть некоторые нюансы относительно участков, которые состоят на государственном учете в кадастре.

Если территория была сформирована до начала действия Жилищного кодекса, то формально для перехода в долевую собственность вроде бы ничего не нужно.

Но на практике жильцы должны обратиться в Федеральную регистрационную службу для регистрации своего права долевой собственности на придомовую территорию.

Второй вариант наиболее распространен: придомовая территория не сформирована (это означает, что в кадастровом учете на нее документов нет) до появления Жилищного кодекса.

Для бесплатного перехода в общую долевую собственность такой территории надо соблюдать общий порядок его оформления: Принять решение о необходимости сформировать территорию и провести кадастровый учет (решение принимается общим собранием собственников).

Подготовить заявление для соответствующих органов о передаче территории из муниципальной (государственной) собственности в собственность собственников жилья. Обратиться с документами на государственную регистрацию права общей долевой собственности на придомовую территорию в местное отделение кадастра.

Чиновники рассматривают заявление и формируют земельный участок с постановкой на кадастровый учет. После этой процедуры территория переходит в собственность жильцов дома (бесплатно).

Собственники не имеют право при использовании земельного участка ограничивать доступ к территории вокруг дома, как и чинить любые препятствия для обслуживания инженерных коммуникаций и обустройства участка. У собственников есть возможность передавать часть площади в аренду, размещать на ней рекламные щиты, оборудовать платную стоянку.

Вырученные деньги можно использовать для общедомовых потребностей: ремонта дома, частичной оплаты коммунальных услуг и т.п. Назначение использования придомовой территории многоквартирного дома – строительство детских и спортивных площадок, высадка деревьев, обустройство парковок и установка ограждающих столбиков – решается только на общем собрании собственников жилья.

Так же коллективно распределяется и полученная прибыль.

Поддерживать состояние придомовой территории в нормальном виде должны жильцы многоквартирного дома, который построен на этом участке, потому что она является их совместной собственностью. Управление своим участком собственники могут доверить: домовому комитету (самостоятельное управление), ТСЖ или другой специальной организации; управляющей компании.

Придомовую территорию собственникам квартир в многоквартирном доме передают бесплатно, хотя она и считается объектом налогообложения. Размер налога для каждого жильца зависит от количества квартир в доме, между которыми он распределяется пропорционально.

Площадь, границы территории и другие ее параметры отображают в кадастровом паспорте. На основании этих данных управляющие компании проводят расчет расходов на уборку этого участка. Если нет соответствующего оформления придомового участка, то его содержание обеспечивает администрация муниципалитета.

Придомовая территория принадлежит жилому дому, ее содержание и эксплуатация осуществляются вместе с домом из одного источника, то есть за счет владельцев жилья. В соответствии со ст.

158 Жилищного кодекса собственник жилого помещения в многоквартирном доме должен принимать участие и в расходах на содержание общего имущества пропорционально своей части в праве общей собственности. А она в свою очередь соразмерна общей площади квартиры, которая принадлежит ее собственнику.

Схема проста – чем больше жилплощадь, тем более высокую плату за содержание придомового участка ее собственник обязан вносить.

Появление на придомовой территории нового жилого дома, заправки или магазина – обычное явление. И происходит это за счет сокращения детских площадок и зеленых зон отдыха. Самое печальное, что жильцы повлиять на ситуацию не могут никак, даже при обращении во все компетентные органы.

Если по закону земля вам не принадлежит, значит, ей будет распоряжаться кто-то другой. Но если земля оформлена в собственность собственников жилья, то без разрешения собственников никто и ничего построить на ней не сможет.

Постановка на кадастровый учет земли у дома четко обозначит границы придомовой территории, что позволит скорректировать стоимость уборки и благоустройства участка. Всем, наконец, станет понятно, куда уходит их ежемесячная плата.

В перечень услуг по благоустройству и санитарному содержанию участка входит: уборка придомовой территории; вывоз мусора и снега; обустройство и уход за газонами; разбивка клумб и уход за цветами в летний сезон; изготовление металлической ограды для территории дворов; оборудование детской площадки (горки, песочницы); чистка и покраска фасада (облицовки, решеток, ворот, скамеек). Нареканий на качество оказания этих видов услуг всегда было достаточно, особенно зимой, когда снежные заносы не позволяют нормально выбраться из дома, да и несвоевременная уборка участка летом или срыв графика вывоза бытовых отходов также нередкое явление.

Помимо всего прочего, собственники должны действовать и принимать меры при обнаружении некачественно выполненных работ! Не стоит ждать, когда управляющая организация сделает ремонт детской площадки или облагородит прилегающую территорию газоном ― нужно проявлять инициативу и требовать выполнения обязанностей на общих домовых собраниях.

На практике бывает, что жильцы самостоятельно за свой счет благоустраивают придомовую территорию, не дождавшись этого от своей управляющей компании, а потом выставляют претензию компании на основании закона «О защите прав потребителей».

Естественно, если услуги или выполненные работы не соответствуют заявленному уровню, компания должна пересмотреть расценки на оплату.

Заявление на пересмотр тарифов (с обязательной регистрацией) собственники участка направляют письменно не позднее 6 месяцев после замеченного нарушения.

Основанием для уменьшения размера оплаты за ухудшение качества содержания общего имущества будет акт, отражающий все факты оказания услуг не на должном уровне, который составляют собственники и управляющая компания.

Законодательное несовершенство, качество содержания и благоустройства придомовых территорий многоквартирных домов – проблема не единственная для его собственников. По общим формулам площадь придомового участка не должна быть меньше площади всего многоквартирного дома, чаще она бывает намного больше.

Документы, по которым сегодня проводят все расчеты, после введения Жилищного кодекса РФ морально устарели, чем с успехом пользуются на местах некоторые муниципальные власти. В некоторых городах на собственников придомовой территории вешают несоразмерно огромные площади земли, которые к их жилому дому никакого отношения не имеют.

Ряд других населенных пунктов пустились в другую крайность, оставляя жильцов многоквартирного дома без придомовой территории вообще.

Несмотря на то, что законом предусмотрено обязательное содержание и благоустройство придомовых территорий управляющими организациями, на деле услуги часто оказываются не в полной мере.

Во дворах не ремонтируются детские площадки, мусор не вывозится, а цветы и деревья приходится сажать жильцам. В этом случае управляющая организация нарушает закон!

Строгий контроль за надлежащим состоянием земельного участка, прилегающего к многоквартирному дому, осуществляет Государственная жилищная инспекция города (района).

Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях (ст. 7 п.22) лицам, ответственным за содержание и ремонт общего имущества (в числе которого и придомовая территория), грозит административная ответственность в случае невыполнения в полном объеме своих обязательств, и предусматривается штраф в размере до 50 тыс. руб. (юридическое лицо) и до 5 тыс. руб. (должностное лицо).

Источник: https://finance.rambler.ru/realty/39300892-zemelnyy-uchastok-mnogokvartirnogo-zhilogo-doma/

Расчёт нормативных размеров земельных участков под многоквартирными домами

Площадь земельного участка под многоквартирным домом

Анализ существующего состояния территории.

1.1. Анализ местоположения квартала в планировочной структуре

Города.

Квартал находится в Краснооктябрьском районе г. Волгограда, ограничен ул. Германа Титова на юге, ул. Тарашанцев на западе, ул. Депутатской на севере и ул. Маршала Еременко на западе.

Очень хорошая транспортная доступность, подъехать к кварталу можно на любых видах легкового и грузового транспорта. В самом квартале имеются проезды, обеспечивающие удобный и быстрый доступ ко всем домам и к автошколе.

Имеется прямой доступ к трассе федерального значения (ул. Маршала Еременко).

В пятиминутной пешеходной доступности имеется отель «Лукоморье», также в самом квартале есть салон связи «Мегафон» и МТС-банк.

В самом квартале расположено 26 жилых домов и здание автошколы

«Авто-Лига».

Характеристика застройки квартала.

Планировка квартала – свободная, имеется здание автошколы.

Подавляющее большинство домов – пятиэтажные, жилые. Вдоль квартала расположен очень удобный проезд, рассекающий квартал пополам и при этом обеспечивающий удобный доступ ко всем прилегающим к нему домам. Этот же проезд обеспечивает прямой доступ к трассе федерального значения Р228 (ул. Маршала Еременко).

Расположение квартала и схемы проездов обеспечивают удобный доступ к окрестным дорогам, салонам связи, заправкам, кафе и т.д.

2. Разработка вариантов межевания территории квартала.

Было разработано 3 варианта межевания квартала, основанные на интересах различных сторон. Результаты приведены в следующих таблицах – экспликациях.

Таблица 1 – Вариант межевания, наиболее выгодный для городской власти.

№ на плане Вид разрешённого использования Площадь, кв. м
Для эксплуатации многоэтажного жилого дома
Для эксплуатации автошколы
Для эксплуатации многоэтажного жилого дома

Вывод:для эксплуатации многоэтажных жилых домов используется 26 зданий, и одно здание отведено под автошколу.

Таблица 2 – Вариант межевания, наиболее выгодный для жителей квартала.

№ на плане Вид разрешённого использования Площадь, кв. м
Для эксплуатации многоэтажного жилого дома 1821,9
3153,5
2889,8
2872,2
3330,2
4236,2
1078,5
3579,5
2265,7
2267,8
2702,3
5607,4
2237,9
7154,3
Для эксплуатации автошколы 7756,7
Для эксплуатации многоэтажного жилого дома 1777,1
1839,5
2993,9
4831,9
2265,5
5299,4
2758,8
7597,7
6481,6
2453,4

Вывод: площадь квартала составляет 98547,7 кв. м, в том числе участок площадью 7756,7 кв. м отведён под автошколу.

Таблица 3 – Вариант межевания, рассчитанный на привлечение потенциальных инвесторов.

№ на плане Вид разрешённого использования Площадь, кв. м
Для эксплуатации многоэтажного жилого дома 1821,9
3153,5
2889,8
2872,2
3330,2
1078,5
3579,5
2265,7
2267,8
2702,3
3594,1
2237,9
7154,3
Для эксплуатации автошколы 7756,7
Для эксплуатации многоэтажного жилого дома 1777,1
1839,5
2993,9
2265,5
5299,4
2758,8
1383,5
6481,6
2453,4
Для инвестиционных перспектив 2885,2
3723,9
2490,4
2845,6
2013,3

Вывод:для инвестиционных перспектив отведено 5 участков общей площадью 13958,4 кв. м.

Расчёт нормативных размеров земельных участков под многоквартирными домами.

Расчёт нормативных размеров земельных участков может быть выполнен 2-мя способами: абсолютный способ и относительный способ.

1. Абсолютный способ.

Вычисление производится по формуле: = +

Где – нормативный размер земельного участка в кондоминиумах.

– общ. площадь жилых помещений в кондоминиумах;

= * * 0,7

– удельный показатель земельной доли для зданий разной этажности.

2. Относительный способ.

= * +

Где – нормативный размер земельного участка в кондоминиумах.

– общая площадь квартала.

– суммарная площадь всех нежилых зданий (в нашем случае автошкола).

– суммарная площадь застройки всех жилых зданий.

– суммарная площадь всех жилых помещений (квартир) в квартале.

– суммарная площадь всех жилых помещений (квартир) в доме.

– площадь застройки дома.

Таблица 4 – Расчёт нормативных размеров земельных участков абсолютным способом.

№ дома на плане Кол-во этажей Год постройки
1,36 2234,36
1,36 2234,36
1,36 2234,36
1,36 2234,36
1,36 2234,36
1,36 2234,36
1,36 2234,36
1,36 2234,36
1,36 2234,36
1,36 2234,36
1,36 2234,36
1,30 939,3
1,36 2059,36
1,25 215,6 216,85
1,36 5260,5 5261,86
1,36 2234,36
1,36 1576,36
1,30 705,6 706,9
1,37 3410,4 3411,77
1,36 2234,36
1,36 2843,36
1,36 2234,36
1,36 1618,36
1,36 2234,36
1,36 2843,36
1,36 2234,36
∑ 17129 ∑ 57192

Вывод: суммарная площадь застройки составила 17129 кв. м, а суммарная общая площадь жилых помещений в кондоминиумах составила 57192.

Таблица 5 – Расчёт нормативных размеров земельных участков относительным способом.

№ дома на плане
98547,7 7756,7 3514,1
3514,1
3514,1
3514,1
3514,1
3514,1
3514,1
3514,1
3514,1
3514,1
3514,1
1878,1
3238,7
215,6 585,7
5260,5 8278,4
3514,1
2478,6
705,6 1412,8
3410,4 5204,5
3514,1
4472,4
3514,1
2544,7
3514,1
4472,4
3514,1

Вывод: большинству земельных участков отведено по 3514,1 кв. м площади.

4. Сравнение и выбор наилучшего варианта межевания.

Для сравнения и выбора наилучшего варианта межевания квартала были отобраны критерии, которым эти варианты должны соответствовать. Вариант межевания, максимально подходящий под все обозначенные критерии будет выбран как наиболее целесообразный и оптимальный.

Таблица 6 – Сравнение вариантов межевания квартала.

Критерий I II III
Максимально возможная площадь отдана в пользование жителям жилых домов +
Наличие территории для инвестиционных перспектив +
Максимально возможная площадь отдана под контроль муниципалитета +
Возможность организации дополнительных парковочных мест + +
Максимальное возможное количество поступающих налогов в бюджет от земельных участков + +

Вывод.

В результате сравнения предложенных вариантов межевания кварталов по заданным критериям получаем, что наиболее оптимальным вариантом межевания будет второй вариант, наиболее соответствующий интересам жителей, т.к.

тогда земля будет использоваться наиболее рационально (жильцы, платящие за неё налоги, как правило, не допускают того, чтобы их территория бесполезно пустовала), будет возможность организовать дополнительные парковочные места (которых часто очень не хватает) и детские площадки.

Список использованной литературы:

1. СНиП «Градостроительство»

2. Градостроительный кодекс

3. Методические рекомендации по расчёту нормативных размеров земельных участков в комдоминиумах.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/25424.html

Определение минимального и максимального размера размера земельного участка

Площадь земельного участка под многоквартирным домом

Вопрос необходимой площади земельного участка сложен и разнообразен, попробуем в этой статье максимально просто рассмотреть на конкретных примерах, как определить нормативно-необходимую площадь земельного участка.

В настоящий момент при расчётах площади  земельного участка, необходимой для использования объекта недвижимости по функциональному назначению, эксперты руководствовались  нормами действующего градостроительного кодекса РФ.

Правила включают в себя:

1. Порядок применения Правил и внесения в них изменений, содержащий положения:

– о регулировании землепользования и застройки органами местного

самоуправления (иными уполномоченными органами);

– об изменении видов разрешенного использования земельных участков и

объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;

– о подготовке документации по планировке территории;

– о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;

– о внесении изменений в настоящие Правила;

– о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.

2.  Карту градостроительного зонирования с установленными территориями, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также карта (карты) с отображением границ зон с особыми условиями использования территорий, границами территорий объектов культурного наследия.

3. Градостроительные регламенты.

Таким образом, в теории, любое заинтересованное лицо при необходимости определения площади земельного участка обращается к сайту администрации муниципального района (где расположен земельный участок). Далее определяет с помощью  карты территориального зонирования название зоны, затем согласно текстовой части ПЗЗ определяет предельные параметры земельного участка.

Однако на практике, органы местного самоуправления систематически не дорабатывают по части разработки и принятия документов градостроительного зонирования, что приводит к несоответствию документов федеральному законодательству и ненадлежащему информационному обеспечению деятельности в данной сфере.

По данным Генпрокуратуры за 2016 год, в соответствующих правилах повсеместно распространены случаи отсутствия предельных размеров земельных участков и параметров разрешенного строительства, неурегулированности порядка и сроков градостроительных процедур, наличия незаконных ограничений прав владельцев участков. В этой связи прокуроры понуждают органы местного самоуправления к утверждению таких правил.

Всего по итогам проверок прокурорами выявлено более 17 тыс. нарушений законов в названной сфере, для устранения которых внесено 4,4 тыс.

представлений, возбуждено 122 дела об административных правонарушениях, на незаконные правовые акты принесено свыше 3 тыс. протестов, в суды направлено 213 заявлений.

По инициативе прокуроров к административной и дисциплинарной ответственности уже привлечено более 240 лиц.

Так, 19 субъектов Российской Федерации до сих пор не в полной мере обеспечены правилами землепользования и застройки. Среди них — Республика Дагестан, Алтайский край, Архангельская и Московская области, Ненецкий автономный округ.

Далее, рассмотрим варианты расчета нормативной площади земельного участка при условии отсутствии принятых ПЗЗ, или при отсутствии в правилах соответствующих норм предельных размеров земельных участков и параметров разрешенного строительства.

При расчете площади земельного участка, необходимой для использования объекта капитального строительства недвижимости по функциональному назначению, будем руководствоваться действующими муниципальными правовыми актами и или (при их отсутствии) действующими строительными, градостроительными, пожарными, санитарно-эпидемиологическими нормами и иными правилами.

Если вы наткнулись на просторах интерната на данную статью, то наверняка Вам знаком такой документ как СП 30-101-98  «Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах».

Данный документ очень доступно, на конкретных примерах объясняет расчет площади земельного участка по формуле:

S = S x У ,

где S – нормативный размер земельного участка в норм.к кондоминиуме, м²;

S – общая площадь жилых помещений в кондоминиуме, м²;

к У – удельный показатель земельной доли для зданий разной з.д. этажности      (таблица приложения А).

Укажем, что данный документ является действующим, однако после  вступления в силу нового Жилищного кодекса, с 1 марта 2005 года понятие кондоминиума исчезло из российского законодательства  (см. Федеральный закон № 188-ФЗ от 29 декабря 2004 года).

 Ближайшим аналогом кондоминиума сейчас является многоквартирный дом, при этом форм управления этим многоквартирным домом (включая земельный участок  под ним) предусмотрено несколько.

Из них наиболее близко общему понятию кондоминиума Товарищество собственников жилья (ТСЖ).

Действующая судебная практика показывает, что использовать данный документ в практическом плане трудно, так как формально термины, используемые в нем (кондоминиум) в настоящие время не используются в действующем законодательстве действующие градостроительные нормы и правила не ссылаются на СП 30-101-98.

Укажем, что расчет площади земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома в Москве,  как и в принципе все, что касается земли в Москве   тайна доступная не многим.

Для общего сведения укажем, что в Москве существует принятые правила землепользования и застройки, но они по форме и содержанию не соответствуют вообще ни чему (ни законодательству, ни одним другим принятым ПЗЗ), определить на основе Московских ПЗЗ невозможно ничего.

Далее укажем, что в Москве существует практика комплексного расчета площади и границ земельных участков в рамках проведения работ по проектированию межевания квартала.

Подробно автор статьи не будет расписывать, что такое проект межевания, для чего нужен проект, как он разрабатывается, как принимается, с данной информацией вы можете ознакомиться  в Градостроительном кодексе РФ (ст. 43).

Гневные статьи по практике разработке и принятия проекта межевания в Москве вы можете почитать на других информационных ресурсах в интернете, далее сразу перейдем к практической стороне вопроса и попробуем провести расчеты на основе методики утвержденной Москомархитектурой .

Итак, для наглядности воспользоваться ресурсом http://eatlas.mos.ru/. На данном ресурсе присутствуют  утвержденные проекты межевания кварталов. Открываем, для примера, квартал №148 ограниченный Барыковским переулком, улицей Пречистенка, улицей Остоженка, Лопухинским переулком.

Ниже представлен реальный проект межевания квартала и анализируем информацию представленную в нем. Основная информация которая нас интересует в данном документе это перечень нормативных актов на которые ссылаются авторы проекта. 

В перечне нормативных актов указаны:

– Градостроительный кодекс;

Источник: https://www.sud-exp.com/experts/opredelenie-neobhodimoy-ploshchadi-zemelnogo-uchastka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.