Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность

Функции и компетенция муниципального жилищного контроля

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность

К нам поступил вопрос или, скорее, даже просьба от одного из наших клиентов, рассказать, что такое муниципальный жилищный контроль, каковы его задачи и функции. Поэтому появилась такая тема для статьи. Просили – рассказываем.

Что такое муниципальный жилищный контроль

По сути, это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок, направленных на выявление соблюдения юридическими лицами и ИП предъявляемых к ним требований, согласно ч.1.1 ст.20 ЖК РФ.

Проще говоря, органы местного самоуправления ЖКХ могут проводить плановые и внеплановые проверки управляющих компаний на соответствие их деятельности нормам, правилам и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, федеральными законами и подзаконными актами (ст.17.1 ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Также органы государственной власти субъектов РФ могут наделять законными правами органы местного самоуправления определёнными полномочиями для проведения проверок в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц или ИП, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии (ч.1.1 ст.20 ЖК РФ).

Основания

Исполнение функции муниципального жилищного контроля осуществляется на основании:

Кем осуществляется муниципальный жилищный контроль

В соответствии с ч.2 ст.20 Жилищного Кодекса, муниципальный жилищный контроль относится к компетенции уполномоченных региональных органов исполнительной власти.

Также муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления.

При осуществлении муниципального жилищного контроля органы этого контроля взаимодействуют с региональным ГЖН.

Согласно ч.2.3 ст.20 ЖК РФ, главный государственный жилищный инспектор РФ координирует деятельность органов ГЖН и муниципального жилищного контроля при проведении контроля, включая лицензионный.

Назначение на должность и освобождение от неё главного государственного жилищного инспектора РФ осуществляется Правительством РФ на основании предложения уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Функции муниципального жилищного контроля

Функции муниципального жилищного контроля исполняются Администрацией города, округа или региона в лице муниципальных инспекторов.

В их число входит:

  • проверка соблюдения гражданами, юридическими лицами и ИП на территории субъекта РФ обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными и региональными законами в сфере ЖКХ;
  • выдача предписаний при выявлении нарушений вышеописанных требований;
  • подготовка материалов для направления в надзорные органы (ГЖИ).

Все действия муниципальных инспекторов регламентированы Жилищным Кодексом РФ.

Основания для проверок

В соответствии с ч.4.1 ст.

20 ЖК РФ, основанием для проведения ежегодных плановых проверок является истечение одного года со дня:

  • начала осуществления юридическим лицом или ИП деятельности по управлению МКД и оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме согласно представленного в орган ГЖН уведомления о начале упомянутой деятельности;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или ИП, осуществляющего деятельность по управлению МКД на основе соответствующей лицензии.

Согласно ч.4.2 ст.20 ЖК РФ, основаниями для проведения внеплановой проверки является ч.2 ст.10 ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.

Кроме того, внеплановые проверки могут быть инициированы поступлением, в частности через ГИС ЖКХ, в орган ГЖН или муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, а также выявление в системе информации о фактах нарушений требований:

  • о выборе управляющей компании;
  • решения о заключении с УК договора управления (ч.1 ст.164 ЖК РФ);
  • порядка утверждения условий ДУ и его заключения;
  • порядка содержания общего имущества и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в МКД на основании заключённого договора;
  • обязательств УК, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ;
  • применения предельных индексов изменения размера вносимой населением платы за КУ.

Вся поступившая в орган ГЖН по обычной или электронной почте, а также посредством ГИС ЖКХ информация является официальной и подлежит проверке. Поэтому внеплановая проверка по вышеперечисленным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного оповещения проверяемой управляющей компании.

Полномочия муниципальных жилищных инспекторов

Муниципальные жилищные инспекторы, в порядке, установленном законодательством РФ (ч.5 ст.

20 ЖК РФ), имеют право:

  • запрашивать и получать на основании обоснованных письменных обращений от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц, ИП и граждан информацию и документацию, необходимую для проверки соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа/распоряжения руководителя (его заместителя) органа ГЖН, муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней МКД, помещения общего пользования в жилых домах; (с согласия собственников помещений) жилые помещения и проводить их обследования, исследования, испытания, расследования, экспертизы и прочие действия по контролю, а также определять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о выборе УК, заключения с УК договора управления и соблюдения условий данного ДУ;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, касающихся соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по недопущению таких нарушений;
  • направлять в уполномоченные органы информацию по нарушениям обязательных (лицензионных) требований для возбуждения уголовных дел (при наличии признаков совершённых преступлений).

Полномочия органа ГЖН и муниципального жилищного контроля

Данные ведомства могут обратиться в суд с заявлениями (ч.6 ст.

20 ЖК РФ):

  • о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД, если были выявлены нарушения требований Жилищного Кодекса;
  • о признании договора управления МКД, договора оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме недействительными, если в установленный срок не было исполнено предписание об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе УК, утверждении условий договора управления и его заключении;
  • для защиты прав, свобод и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений в МКД на основании их обращений при выявлении нарушений обязательных (лицензионных) требований управляющими компаниями.

ВАЖНО! Согласно ч.7 ст.20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании соответствующей лицензии.

Общественный жилищный контроль может проводиться для обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Субъектами такого контроля могут быть общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы МКД и прочие заинтересованные лица по законодательству РФ (ч.8 ст.20 ЖК РФ).

Это всё, что касается темы муниципального жилищного контроля. Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией.

Также мы помогаем управляющим компаниям заполнять сайты Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ. Мы всегда рады вам помочь!

Источник: https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/6214-funkcii-i-kompetenciya-municipalnogo-zhilischnogo-kontrolya

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность

1.

Под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее — обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

1.1.

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

2.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее — органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2.

1. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее — органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

2.

2. При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

2.

3.

Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении ими государственного жилищного надзора, лицензионного контроля, муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации. Назначение на должность и освобождение от должности главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации по предложению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

3.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи.

4. Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

4.1. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

1) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале указанной деятельности;

1.1) постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).

4.2.

Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее — управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, о фактах нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в системе. Основанием для проведения внеплановой проверки органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля (в случаях наделения органами государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченных органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля) является приказ (распоряжение) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.

Источник: https://lawsexp.com/juridicheskie-sovety/pod-municipalnym-zhilishhnym-kontrolem-ponimaetsja.html

Особенности осуществления муниципального жилищного контроля

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность

Федеральным законом от 25.06.

2012 № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» были внесены изменения в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) о наделении органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению муниципального жилищного контроля.

При реализации своих полномочий органы местного самоуправления столкнулись с определенными трудностями, связанными с несовершенством законодательства, регулирующего данную сферу правоотношений.

Так, например, до сих пор нет четкости в определении предмета муниципального жилищного контроля.

Исходя из определения муниципального жилищного контроля, данного в ЖК РФ, его предметом является проверка соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда, представляющего собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (п.3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ).

Однако это никак не согласуется с нормой пункта 1.1 статьи 165 ЖК РФ, предоставившей право органу местного самоуправления, независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда, проводить проверку деятельности управляющей организации на основании обращений о невыполнении ею условий договора управления многоквартирным домом.

Согласно ЖК РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Законом Красноярского края от 07.02.2013 № 4-1047 «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа государственного жилищного надзора Красноярского края с органами муниципального жилищного контроля» (далее – Закон края) определен порядок осуществления муниципального жилищного контроля.

Однако в части 1 статьи 4 Закона края к полномочиям органов муниципального жилищного контроля необоснованно отнесены проверки соблюдения обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг нанимателям (пользователям) помещений муниципального жилищного фонда.

Данное положение противоречит федеральному законодательству и в первую очередь Жилищному кодексу Российской Федерации, который не делает исключений для муниципального жилищного фонда в части контроля за соблюдением обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.

2011 № 354, государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Жилищное законодательство не содержит нормы, предоставляющей органам муниципального жилищного контроля полномочий по контролю за соблюдением обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг.

Другой серьезной проблемой, возникающей при осуществлении муниципального жилищного контроля, является недостаточность либо отсутствие административных рычагов воздействия в отношении лиц, допустивших нарушение обязательных требований, установленных законодательством.

В соответствии со статьей 20 ЖК РФ муниципальные жилищные инспекторы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

Вместе с тем на основании статьи 28.

3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях наделены только должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ст.23.55 КоАП РФ).

Практика, пусть еще небольшая, осуществления муниципального жилищного контроля подтверждает необходимость наделения органов местного самоуправления полномочиями по составлению протоколов по отдельным категориям дел, связанным с содержанием и обслуживанием муниципального жилищного фонда.

Статья 5 Закона края, обязывает органы муниципального жилищного контроля направлять в случае выявления признаков административных правонарушений материалы в орган государственного жилищного надзора края для возбуждения дела об административном правонарушении и его рассмотрения, что оказалось на практике не осуществимым.

Судебная практика по оспариванию дел об административных правонарушениях и признании недействительными предписаний, выданных по результатам проверок при осуществлении государственного жилищного надзора, не позволяет привлечь виновных в нарушении обязательных требований к административной ответственности, выявленных при проверках в рамках муниципального жилищного контроля.

Резюмируя сказанное можно сделать вывод, что для повышения эффективности муниципального жилищного контроля, обеспечения пресечения и недопущения нарушений обязательных требований, обеспечения всесторонней защиты прав и законных интересов как собственников жилых помещений, так и субъектов предпринимательской деятельности в сфере управления жилищным фондом, необходимо не только привести в соответствие жилищное законодательство, но и наделить должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный жилищный надзор, полномочиями по возбуждению административного производства.

Источник: https://www.krasnadzor.ru/pravovoe-obespechenie/pravovoe-konsultirovanie/36-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/152-%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BE%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8F

Муниципальный жилищный контроль в 2020 году

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность

Государству необходимо контролировать работу тех, кто работает в коммунальной сфере. Этим занимается местная власть, которой предоставлены соответствующие возможности.

Чтобы понимать, как осуществляется муниципальный жилищный контроль, нужно знать, как он устроен и какие обязанности на него возложены.

Как организован

МЖК — это те органы местной администрации, которые занимаются контролем УК. Им даётся в право делать очередные ежегодные и внеочередные проверки тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые работают в сфере жилищного хозяйства, на предмет выполнения ими требований соответствующих нормативных актов.

ВНИМАНИЕ! Также проверки могут делать для того, чтобы убедиться в соблюдении лицензионных условий тех субъектов, которые выполняют управление многоквартирными домами в соответствии с разрешениями полученными на основании пункта 1.1 статьи 20 Жилищного Кодекса.

Полномочия основаны на законе № 131-ФЗ от 6 окт. 2003 г. Этот нормативный акт регламентирует работу местного самоуправления в России. Работа муниципального жилищного контроля основана на поправках в этот нормативный акт, которые вступили в силу с начала 2013 г.

Организационно такие подразделения создаются в отделах ЖКХ или в виде самостоятельных отделов органов местной администрации.

Юридические основания деятельности

Работа контроля основана на следующих нормативных актах:

  • Конституция.
  • Нормы, в соответствии с которыми должна происходить техническая эксплуатация жилого фонда. Они были установлены Постановлением Госстроя РФ от 27 сен. 2003 г под № 170.
  • Жилищный Кодекс.
  • КоАП
  • Правила содержания и использования домового имущества.
  • Закон об общих принципах, в соответствии с которыми должно работать местное самоуправление (№ 131-ФЗ, 6 окт. 2003 г).
  • Закон, регламентирующий то, как должны защищаться права юридических и физических лиц при проведении государственного контроля (№ 294-ФЗ, 26 дек. 2008 г).
  • Закон о порядке обращений граждан в государственные или муниципальные органы (№ 59-ФЗ, 26 мая 2006 г).
  • Правила, регламентирующие оказание коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства № 354 от 06 мая 2006 г.
  • Постановление Правительства № 25 от 21 янв. 2006 г, содержащее правила использования жилой недвижимости.
  • Постановление Правительства № 489 от 30 июня 2009 г. В нём рассматривается то, как должно проходить планирование предстоящих мероприятий государственными и местными органами власти при проведении проверок фирм и индивидуальных предпринимателей.

Это основные документы, регламентирующие работу тех проверяющих, кто осуществляет жилищный контроль на муниципальном уровне.

Права, предоставленные МЖК

Обычно в функции этих органов контроля входят регулярные ежегодные проверки, а также внеплановые, которые могут инициироваться гражданами, организациями, а также по распоряжению руководства.

Для того, чтобы контролировать исполнение требований нормативных актов, органы контроля занимаются следующими видами деятельности:

  1. Проверяется правомерность использования жилого фонда, общего имущества, придомовой территории в соответствии с требованиями законодательства.
  2. Выполнение положений нормативных актов при проведении выбора способа управления многоквартирными домами.
  3. Проверка наличия нарушений при заключении соглашений об оказании различных коммунальных услуг между владельцами жилой недвижимости и сторонними фирмами. Нужно учитывать, что такое оформление таких документов, как указано в части 1 статьи 164 Жилищного Кодекса, должно происходить только в тех случаях, когда имеется соответствующее решение общего собрания жильцов.
  4. Иногда проверки могут проводиться по причине обнаружения фактов нарушений третьими лицами. Эти мероприятия могут быть инициированы индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, другими государственными или муниципальными органами в городе или в сельском поселении.
  5. Инспекторами рассматриваются возможные нарушения, которые сделаны наймодателями жилой недвижимости в квартирах, полученных жильцами в качестве социального жилья.
  6. Изучается выполнение правил, в соответствии с которыми происходит содержание общего имущества в домах, проведения ремонтных работ в его отношении в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
  7. В полномочия надзора контроль того, насколько подготовлен жилой фонд и общее имущество к предстоящему сезону.
  8. Органы контроля проверяют стоимость коммунальных услуг в муниципальном районе, отражённую в квитанциях для оплаты жильцами. При этом контролируется, не выходят ли эти суммы за рамки максимальных и минимальных границ, установленных законодательством.
  9. Контролируется соблюдение законности при выборе управляющей компании жильцами многоквартирного дома.
  10. Имеют право проверять частное жильё при условии, что для этого получено разрешение его владельцев.
  11. При наличии нарушения условий, предусмотренных выданной лицензией МЖК составляет протокол, в котором они документально фиксируются.
  12. Проводится проверка состояния газового оборудования, контроль условий его содержания и проведения ремонтных работ.
  13. Могут происходить внеплановые проверки того, как управляющая компания выполняет свои обязанности в отношении граждан. Они могут быть инициированы владельцами жилой недвижимости в многоквартирном доме или органами управления, выбранными ими.

Если это необходимо, МЖК имеет право обращаться в другие контролирующие органы для проведения совместных проверок.

ВНИМАНИЕ! Когда в результате проверки были выявлены нарушения, органы контроля инициируют собрание жильцов, на котором обсуждается произошедшее и принимаются необходимые меры.

После того, как проверка была проведена отделом муниципального контроля, чем занимается УК будут уведомлены соответствующие ведомственные структуры для исполнения необходимых действий.

Как обратиться в органы контроля

Если жильцы считают, что управляющая компания допускает нарушения, они имеют право обратиться в орган, контролирующий ЖКХ, для того, чтобы факты были проверены и соответствующие меры осуществлены. Чтобы уведомить о нарушении закона, можно сделать следующее:

  • Посетить офис, в котором органы жилищного контроля осуществляют приём граждан. При этом можно проконсультироваться относительно своих дальнейших действий или вручить жалобу для рассмотрения и принятия мер.
  • Возможно выполнить обращение, посетив официальный сайт МЖК.
  • Такая услуга предоставляется на сайте Госуслуги.
  • Можно отправить жалобу в виде заказного письма. При этом нужно, чтобы оно было с уведомлением и описью содержимого. Это необходимо для того, чтобы зафиксировать факт подачи жалобы.
  • Допускается вручить такой документ, воспользовавшись услугами курьера.

После получения документа в течение 20 дней его принимается решение о том, необходимо ли делать проверку. В результате может быть принято одно из следующих решений:

  1. организовать внеплановую проверку;
  2. переадресовать обращение при условии, что его рассмотрение входит в компетенцию других государственных органов;
  3. отказать подателю заявления при наличии соответствующих причин для этого.

Для выполнения своей работы МЖК не обязаны уведомлять государственные органы или получать разрешение прокуратуры.

ВАЖНО! В том случае, если гражданин обращался в органы жилищного контроля, но получил отказ, он может подать жалобу в Жил.надзор или прокуратуру, а также обратиться с исковым заявлением в суд.

Если это необходимо, органы жилищного контроля могут вмешаться в отношения между жильцами и их УК. Например, их полномочия по контролю за управляющими компаниями включают в себя следующее:

  • В том случае, если точно установлено, что УК нарушает права и интересы граждан, то муниципальный жилищный контроль может предпринять действия для их защиты.
  • При наличии достаточных оснований МЖК может отменить решение, принятое на общем собрании. Обычно это происходит при обнаружении соответствующих нарушений во время проверки.
  • Иногда может быть так, что УК была выбрана с нарушениями. В этом случае органы контроля имеют право сделать недействительным договор между ней и жильцами.

Перед МЖК стоят не только задачи проверки соблюдения норм в сельских или в городских поселениях, предусмотренных законодательством, но и предупреждать нарушения, которые могут произойти в дальнейшем.

Что обычно проверяют

Вот какая деятельность понимается под муниципальным жилищным контролем при проведении проверок:

  1. Изучать, как происходит использование домового имущества и придомовой территории. Проверять соблюдение норм законности и рациональность распоряжения ресурсами.
  2. Рассматривается то, как предоставляются коммунальные услуги жильцам и оценивается их качество.
  3. Проверяется, какие меры приняты для подготовки к отопительному сезону.
  4. Управляющая компания обязана предоставить проверяющим учредительные документы. МЖК проверяет их соответствие требованиям законодательства.
  5. Рассматривается ведение работ по обслуживанию жилищного фонда. Проверяется качество выполнение и соблюдение сроков.
  6. Контролируется подготовка к летнему сезону.
  7. Проверяют санитарное состояние жилого фонда и выполнение работ, обязательных для его поддержания.
  8. Проводится контроль состояния газового оборудования. Проверяют выполнение работ для поддержания его состояния, соблюдение правил безопасности при эксплуатации.
  9. У управляющей компании проверяют, имеется ли лицензия на осуществление деятельности и контролируют выполнение её условий.

Здесь перечислены основные направления проверок, но при необходимости этот перечень может быть дополнен. Муниципальный жилищный контроль проверяет законность и эффективность деятельности управляющих компаний. При необходимости он предпринимает действия для исправления ситуации.

Источник: https://zakon-prava.com/zhkh/munitsipalnyy-zhilischnyy-kontrol

Методические рекомендации по осуществлению МЖК

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность

При анализе административных регламентов по осуществлению муниципального жилищного надзора на  территории соответствующих  муниципальных образований установлено, что порядок проведения проверок (плановых, внеплановых)  должен осуществляется в соответствии с требованиями Закона № 294-ФЗ. В регламентах предусмотрен последовательный алгоритм действий должностного лица органа муниципального жилищного надзора (далее – муниципальный жилищный инспектор). Поэтому порядок проведения плановых и внеплановых проверок не освещается.

Более полно остановимся на полномочиях органов муниципального жилищного контроля и предмете проверок.

  1. Полномочия  органов муниципального жилищного контроля

В целях обеспечения соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральным законодательством и законодательством автономного округа в сфере жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами, осуществляются следующие виды муниципального жилищного контроля:

1) контроль за техническим состоянием и использованием муниципального жилищного фонда, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту;

2) контроль за соблюдением правил пользования муниципальными жилыми (нежилыми) помещениями нанимателями и членами их семей, пользователями нежилых помещений, за использованием жилых (нежилых) помещений по целевому назначению и своевременной подготовкой их к сезонной эксплуатации;

3) контроль за предоставлением коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых (нежилых) помещениях;

4) контроль за наличием в многоквартирных домах коллективных, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета энергетических и водных ресурсов (при наличии технической возможности) и соблюдением обязательных требований энергетической эффективности;

5) контроль за доведением до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Муниципальный контроль осуществляется в многоквартирных домах, в которых все жилые и (или) нежилые помещения либо их часть находятся в муниципальной собственности (ч. 4 ст.2 Закона-115-оз).

I. ПРОВЕРКИ, ПРОВОДИМЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ЗАКОНА № 294-ФЗ:

Порядок проведения проверок в части, касающейся предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры полностью регламентируется Законом № 294-ФЗ. По итогам проверки составляется акт, при выявлении нарушений – предписание на устранение выявленных нарушений. При необходимости составляется протокол об административном правонарушении.

1. Контроль за техническим состоянием и использованием муниципального жилищного фонда, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту;

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Кроме того, муниципальным образованиям на праве собственности могут принадлежать нежилые помещения, которые также должны эксплуатироваться надлежащим образом.

Поскольку муниципальные образования являются собственником данных помещений, то в силу требований ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации им принадлежит и общее имущество, которое должно   обслуживаться и использоваться надлежащим образом.

В соответствии с п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ 13.08.2006 № 491 (далее  – Правила содержания общего имущества) надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:

а) собственниками помещений:

путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией – в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), – в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом):

путем членства собственников помещений в указанных организациях – в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации;

путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями – в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в зависимости от выбранного собственниками способа управления ответственность несут за содержания общего имущества:

– управляющая организация;

– организация, заключившая с собственниками договор о содержании и ремонте общего имущества;

– ТСЖ, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.

 Вышеуказанные субъекты, ответственные за содержание общего имущества, подлежат проверке на предмет надлежащего содержания общего имущества.

В соответствии с п.10 Правил содержания общего имущества общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;

ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13  Правил содержания общего имущества ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;

      в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;

      г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I – IV класса опасности;

е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах “а” – “д” пункта 2   Правил содержания общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;

к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

  Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме,  установлен Правительством РФ от 3.04.2013 № 290.  Перечень услуг, периодичность  их исполнения, порядок изменения такого перечня   должен  быть предусмотрен договором управления многоквартирным домом (ч.3
ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В случае выявления нарушений, в содержании общего имущества выдается предписание на устранение выявленных нарушений с указанием срока устранения нарушения.

Субъект проверки подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 7.22. КоАП РФ.

В соответствии с разъяснениями  Пленума ВАС от 17.02.

2011 года № 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» субъектом указанного административного правонарушения является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно статье 162 ЖК РФ переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.

Вместе с тем при привлечении к административной ответственности необходимо учитывать, что лица, осуществляющие работы по ремонту имущества жилого дома на основании договора подряда, не могут являться субъектами ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 КоАП РФ, поскольку на них не возлагается бремя содержания соответствующего имущества. Эти лица могут нести гражданско-правовую ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них договором обязанностей.

 Муниципальный жилищный инспектор составляет протокол об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях РФ. Протокол направляется в Службу жилищного и строительного надзора для привлечения к административной ответственности.

2. Контроль за соблюдением правил пользования муниципальными жилыми (нежилыми) помещениями нанимателями и членами их семей, пользователями нежилых помещений, за использованием жилых (нежилых) помещений по целевому назначению и своевременной подготовкой их к сезонной эксплуатации;

Жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

 Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными  Правительством Российской Федерации  от 21.01.2006 № 25.

Субъектами проверок являются граждане, проживающие на праве социального найма в жилых помещениях. Поскольку на  правоотношения, в которых участвуют наниматели жилых помещений, не распространяется  Закон 294-ФЗ,  составляется   акт обследования муниципального жилищного фонда по форме, установленной актом органа муниципального жилищного контроля (п.3 ч.7 ст.2 Закона 115-оз).

Выявление нарушений  Правил пользования жилыми помещениями влечет административную ответственность (ст.7.21 КоАП РФ).

  Нормативные правовые акты, которые могут быть использованы при осуществлении контроля за соблюдением правил пользования жилыми помещениями:

Источник: https://jsn.admhmao.ru/munitsipalnyy-zhilishchnyy-kontrol/ustanovochnaya-informatsiya/121720/metodicheskie-rekomendatsii-po-osushchestvleniyu-mzhk

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.