Полная и неполная семья это

Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных семей

Полная и неполная семья это

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по- своему».

Толстой Л. Н.

Родительский дом для ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности.

Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают. В младшем возрасте его кормят, с ним занимаются. В дошкольном (3–7 лет) ему открывают мир. Помогают в учении младшему школьнику, подростку и юноше выбрать жизненный путь.

В семье заботятся о социализации своего ребёнка: об образовании, развитии ума, укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, решают их судьбу и будущее.

В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребенка, он учится отвечать за свои поступки.

В семье ребенок приучается трудиться, выбирает профессию, юноша готовится к самостоятельной семейной жизни, приучается продолжать традиции своей семьи.

Семья — это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности.

Именно семья оказывает решающее влияние на социализацию личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

Семья — это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе.

Полная семья состоит из пары супругов с детьми или без них.

Но сегодня такая семья, особенно в городе, постепенно уступает место семье другого рода, точнее, другого, уменьшенного состава: один родитель и дети. Эту семью называют неполной (монородительской).

Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности таких семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся.

В зависимости от того, кто из родителей проживает с ребёнком и занимается его социализацией, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

По количеству поколений в семье различают: неполную простую — мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную — мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.

Последние составляют абсолютное большинство среди подобных семей [39].

Осиротевшая неполная семья — образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека — это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы.

Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи и оказывают посильную помощь в социализации осиротевших детей.

Неполная разведенная семья — семья, в которой родители по какой-то причине не захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает социально-психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественно желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью.

Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу каких-либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брак, при этом не задумываясь, каким образом она сможет обеспечить полноценную социализацию своему ребёнку.

Также есть функционально неполные семьи. В этой категории двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Социализация детей в такой семье обычно оказывается недостаточно полной, общение возможно только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами.

Более того, некоторые родители вообще забывают о своих функциях по социализации ребёнка. Заботясь об экономическом благополучии своих детей, отец (мать) чаще всего достаточно редко находятся в семье, и тем самым ребенок растет либо только с матерью, либо только с отцом.

Не каждая полная семья является средой для полноценного развития и социализации ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением детского социально-психологического здоровья.

На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между жизнью детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью.

Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье [38].

В неполной семье дети не получают навыков семейных отношений, которые им будут необходимы в будущей взрослой жизни. Поэтому отсутствует для детей (будущих супругов и родителей) определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены.

Например, будущие мужья, выросшие без отца, нередко усваивают женский тип поведения, или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен,выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей.

Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для социальных конфликтов, разводов [20].

Возможности социализации в неполной семье ограничены: затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца (матери) лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений, и влечёт за собой односторонний характер социального развития.

Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший «охранное» материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности.

Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым — обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям.

Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.

Сексологи считают, что уменьшить число семейных катастроф может половое просвещение населения, и, прежде всего, молодёжи, повышение их духовной и сексуальной культуры.

К тому же средний уровень образования матерей (отцов) монородительских семей, а, следовательно, и их квалификация ниже, чем у родителей полных семей. Нередко такая семья испытывает социально-экономические трудности [38].

Всё это и объясняет тот факт, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель — выходец из неполной семьи.

Существуют самые разноречивые мнения о семьях, где социализацией ребенка занимается только мать (отец).

Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто занимается его социальным развитием, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье, и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи [39]. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры социально состоявшихся прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших в неполной семье.

Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в одинаковой степени и принята, и опровергнута другими примерами, которыми изобилует жизнь.

Литература:

1.      Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (с изменениями и дополнениями).

2.      Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 за № 124 — ФЗ.

3.      Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.).

4.      Декларация о правах ребёнка (1923 г.).

5.      Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.).

6.      Концепция дошкольного воспитания. // Дошкольное воспитание. — М: Просвещение, 1989г № 5. — с.10–23.

7.      Акивис Д. С. Отцовская любовь. М.: Профиздат, 1989. -208с.

8.      Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. — М.: Проспект, 1996. — 355с.

9.      Вареничева Т. Лишние дети // Социальная защита. — 1999. — № 5. — с.2–5.

10.  Воспитание детей в неполной семье. // Под ред. Ершовой Н. Н. -М.: Прогресс, 1980. -206с.

11.  Выхристюк О. В., Корнюшин М. А., Русакова В. Д. Жизнь без родителей: медицинские и социальные проблемы «неблагополучных» детей // Медицинская помощь. — 2001. — № 4. — С.6–8.

12.  Григорьева Е. Дети после развода // Семья и школа. 1995.

13.  Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. /Отв. Ред. И. В. Силвестру., Кишинёв: Штиинца, 1993. -136с.

14.  Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети. / Г. А. Макеев.- Волгоград: Просвещение, 1987- 253с.

15.  Мельникова Э. Б. Профилактика безнадзорности детей и подростков // Правозащитник. — 1999. — № 2. с.21.

16.  Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2005.-243с.

Источник: https://moluch.ru/archive/69/11807/

Полная и неполная семья по закону определение

Полная и неполная семья это

Неполная семья является довольно распространённым явлением в современном обществе. Многие люди склонны недооценивать потенциал таких социальных явлений в вопросе адекватного воспитания и формирования полноценной личности. Это определение можно понять, изучив его виды и причины появления, а также особенности взаимоотношений между членами семьи.

Типы неполных семей

Традиционно считается, что неполная семья состоит из родителя и одного и более детей. В психологии существует понятие функционально неполной семьи. В этом случае семья номинально состоит из двух родителей и детей, но воспитанием и обучением которых занимается только один из родителей.

В понимании обывателей неполная семья состоит из мамы и детей, но психологи считают, что это понятие включает в себя несколько типов. Основой для этой классификации является способ их образования. Выделяют следующие типы:

  • разведённая (образовывается в результате разрыва брачных отношений);
  • осиротевшая (причиной появления является смерть одного из супругов);
  • внебрачная (появляется в результате рождения ребёнка у женщины, которая не состоит в брачных отношениях);
  • расширенная (возникает в результате возложения роли воспитателей на бабушек и дедушек из-за отсутствия возможности или желания у родителей выполнять свои обязанности).

Также выделяют отцовские и материнские ячейки общества. В последние годы довольно широкое распространение получили нетипичные неполные семейства, состоящие из одинокого усыновителя и приёмного малыша.

Семейные отношения после развода

Основной причиной появления в нашей стране неполных ячеек общества является развод. Этот процесс оказывает негативное воздействие на психологическое и эмоциональное состояние всех членов семьи. Но самые тяжёлые последствия касаются детей.

Переживая разрыв отношений родителей, дети в любом возрасте испытывают сильнейшую психологическую травму, последствия которой проявляются как в детстве, так и во взрослой жизни. Часто взрослые люди, пережившие в детском возрасте развод родителей, не могут создать и сохранить прочных отношений, испытывают определённые трудности в общении с противоположным полом.

В детском возрасте у детей, воспитывающихся одним родителем, часто наблюдаются проблемы с обучением и дисциплиной (в школе и дома), возникновение конфликтных ситуаций с родителями и сверстниками. Помимо проблем психологического характера, у этих детей возникают проблемы со здоровьем (неврозы, обострение хронических заболеваний, ослабление иммунной системы).

Проявления переживаний из-за развода родителей в разных возрастных категориях носят специфический характер.

Грудные дети, эмоциональная и психологическая связь которых с матерью очень сильна, испытывают те же переживания, что и женщина. Но если для взрослого человека эта стрессовая ситуация становится тяжёлым испытанием, то для младенца её последствия могут оказаться фатальными.

Малыши дошкольного возраста реагируют на развод следующим образом:

  • появление агрессивных реакций в отношении родителей, окружающих взрослых и сверстников, игрушек;
  • расстройства пищеварительной системы;
  • нарушения сна;
  • повышенная плаксивость;
  • неопрятность;
  • снижение скорости развития мыслительных и познавательных процессов;
  • патологическая привязанность к конкретным вещам и игрушкам.

Эти проявления сглаживаются или исчезают в случае восстановления семейных отношений между мамой и папой или вследствие активного участия проживающего отдельно родителя в жизни и воспитании малыша.

Особенности подросткового возраста делают детей этой возрастной группы особо восприимчивыми ко всем внутрисемейным конфликтам. Подростки женского и мужского пола реагируют на развод родителей по-разному.

У девушек переживания почти не влияют на поведение, но оказывают сильнейшее воздействие на психологическое состояние. Это проявляется в повышении плаксивости и раздражительности, появлении проблем с работоспособностью, концентрацией и вниманием.

Очень часто девочки-подростки пытаются манипулировать родителями путём жалоб на физическое здоровье.

У подростков мужского пола переживания проявляются в виде агрессивности и озлобленности. От их последствий страдает не только сам юноша, но и окружающие люди.

Психологическая травма обостряется, если подрастающий человек вынужден скрывать чувство привязанности к отдельно живущему родителю.

Принимая решение о разрыве брачных отношений супруги должны чётко понимать последствия этого решения не только для себя, но и для своих детей. В то же время не следует сохранять видимость полной семьи ради их благополучия. Так как психологический климат в таких условиях оказывает гораздо больше пагубного воздействия, чем проживание с одним из родителей.

Осиротевшее семейство

Проблемы неполных ячеек общества, появившихся в результате смерти одного из родителей, немного отличаются от трудностей, с которыми сталкиваются разведённые семьи. Уход из жизни близкого человека становится источником психологического потрясения для всех членов семейства, но особенно остро его переживают дети.

Интенсивность воздействия на психику и развитие ребёнка, проживающего в осиротевшей семье, зависит от его биологических и психологических особенностей, наличия поддержки близких и развития способностей к адаптации.

В раннем возрасте, когда закладываются основы половой идентификации и соответствующего поведения, дети особо тяжело переживают потерю родителя своего пола.

Самым тяжёлым для осиротевшей семьи считается первый год после смерти близкого человека. Основная задача оставшегося с детьми родителя — поддержать их, помочь им пережить потерю отца или матери и не допустить развитие тяжёлых неврологических состояний.

Сразу после смерти родителя ребёнок впадает в шоковое состояние, которое выражается в слезах или молчании. На общую траурную атмосферу в доме реагируют даже грудные дети. Следующей стадией переживаний становится отрицание трагического факта.

Особое внимание необходимо уделить чаду на стадии поиска умершего родителя, когда развиваются страхи и уход в вымышленный мир. Удержать сына или дочь в реальном мире и не допустить развития неврозов поможет понимание и поддержка со стороны главы семьи и взрослого окружения.

В итоге наступает период отчаяния, который проявляется в слезах, криках, отталкивании живого родителя, а также злобы и обиды на умершего.

Все эти стадии являются абсолютно нормальными и требуют лишь внимательного отношения и терпения со стороны взрослых людей.

Обратиться к помощи специалиста следует в следующих случаях:

  • отсутствие каких-либо чувств и эмоций;
  • продолжительное неуправляемое поведение;
  • пищевые расстройства;
  • нарушения сна;
  • галлюцинации.

Овдовевшему супругу довольно тяжело наладить быт своего семейства и помочь преодолеть детям возникающие трудности. Но от его правильного поведения зависит формирование личности детей и их благополучие.

Одинокие родители

Неполные семейства разделяют на материнские и отцовские. Преобладающим является материнский вид. Широкое распространение получили внебрачные образования, состоящие из незамужней женщины и её ребёнка. Психологи считают, что дети, рождённые и воспитанные в таких семьях, чаще являются объектами социальной дискриминации, чем их сверстники из семей других типов.

Решение женщины родить ребёнка и воспитывать его в одиночку оказывает влияние не только на её будущую жизнь, но и на жизнь малыша.

Как правило, мать-одиночка считает себя полновластной собственницей своего ребёнка и не желает его с кем-либо делить. Это приводит к отсутствию личной жизни у чада в будущем.

Даже если сыну или дочери одинокой мамы удаётся создать собственную ячейку общества, мать старается стать не только её членом, но и главой.

Остро переживают факт своего внебрачного рождения и мальчики, и девочки. У мальчика и матери во многих случаях формируется двоякая психологическая связь: материнско-детская и женско-мужская. Это мешает формировать адекватную мужскую модель поведения и общаться с противоположным полом.

Источник: https://zaiminasileni.ru/polnaja-i-nepolnaja-semja-po-zakonu-opredelenie/

Неполная семья и проблемы в воспитании детей

Полная и неполная семья это

Добрый день, дорогие домоседы. Какие проблемы в воспитании детей могут быть, если у вас неполная семья? Как это минимализировать?

Считается, что только полноценная семья, где присутствуют все члены семьи, а, главное, мама и папа, способна в должной мере воспитать ребенка, который впоследствии вырастет самоуверенным, целеустремленным и в целом, гармонично развитой личностью.

Однако по совершенно разным причинам число неполных семей стремительно растет с каждым днем и потому процесс воспитания и развития детей приобретает несколько специфический характер.

статьи:

  • Что такое неполная семья
  • Последствия для ребенка из неполной семьи
  • Какие семьи считаются неполными?
  • Неполная семья имеет свои пути развития
  • Откуда возникают проблемы?
  • Неполная семья и полная – сравнение
  • Советы родителю в неполной семье

Что такое неполная семья

Для начала стоит поговорить о том, что означает само определение неполной семьи?

Неполная семья – это когда по каким-либо причинам одного родителя нет при наличии одного или более несовершеннолетних детей.

Причем процент таких семей растет по причине именно ухода мужа из семьи. Следует отметить, что другие участники воспитания – родственники (бабушки, дедушки, дяди и тети) не создают полной картины, и семья по-прежнему будет считаться неполной, если по определенным обстоятельствам один из родителей в ней отсутствует.

Современное общество до сих пор с уверенностью заявляет, что один родитель неспособен воспитать своего ребенка правильно, что в итоге приведет к явным проблемам психического и психологического аспекта в личности уже взрослого человека.

Какие же именно последствия могут ожидать ребенка, выросшего в неполной семье?

Последствия для ребенка из неполной семьи

В зависимости от того, с кем рос ребенок и кем воспитывался и формируется в нем понятие не только о других людях, но и об окружающем мире в целом.

  • Так, например, если мальчик рос без отца, то он может вырасти представителем сильного пола с женским характером: мягкий, податливый, но без каких-либо мужских качеств.
  • Девочка же без отца, вполне вероятно, может в будущем испытывать затруднения в общении с представителями сильной стороны человечества, поскольку будет лишена той необходимой любви и ласки, которую может дать только отец.

Какие семьи считаются неполными?

Критерии, которые попадают под определение неполной семьи, являются следующими:

  • Уход из жизни одного из родителей;
  • На момент появления ребенка на свет родители не находились в брачном союзе;
  • Судимость одного из родителей и пребывание его в местах заключения;
  • Развод родителей;
  • Родители проживают на раздельной жилплощади.

С учетом вышеперечисленных фактов получается, что существуют такие типы неполной семьи, как: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся.

Как это не прискорбно, но психологи считают, что самая доброжелательная и положительная обстановка в неполной семье присутствует по причине гибели родителя, ведь оставшийся родитель отзывается об ушедшем хорошо, а родственники поддерживают и помогают детям преодолеть трагичный осадок.

Конечно, такой расклад имеет место, только если оставшегося родителя уважают и стараются помогать в процессе воспитания ребенка.

Неполная семья имеет свои пути развития

Пути развития в неполной семье. Так или иначе, но стоит поговорить о возможных последствиях воспитания в неполной семье. В результате удвоенной задачи на одного родителя, зачастую в такой семье испытываются материально-бытовые и педагогические проблемы.

Как мы уже сказали, чаще определение неполные семьи образуется вследствие ухода отца и потому мать уверена, что сам процесс воспитания ребенка – очень трудоемкий и сложный процесс. Из-за своих страхов и фобий на эту тему, мать нередко переходит от крайности к крайностям.

Например, начинает считать, что лучший вариант воспитания мальчика – это излишняя строгость, дабы иметь возможность восполнить роль отца и потому старается быть категоричной там, где это вовсе не требуется.

Но дело в том, что дети лишь критику отца способны воспринимать как обычную критику, тогда как недовольство любимой матери принимается как ее «нелюбовь».

Второй момент заключается во вседозволенности. Мать порой бессознательно считает своего ребенка страдающей стороной, которой требуется отдавать не только любовь, поддержку и заботу вдвойне, но и прощать любые оплошности, не указывать на ошибки, провинности и так далее.

А зачем, ведь малыша и так, можно сказать, судьба наказала? Нетрудно догадаться, что последствия такого воспитания сделают ребенка, вне зависимости от пола, эгоистичным и излишне требовательным к другим людям, не считающимся с чужими интересами.

Однако существует и третий вариант. Мать полностью начинает проецировать свое негативное отношение на ушедшего мужа к ребенку. Так, она может раздражаться на него по пустякам, злиться, часто наказывать, порой бессознательно, не пытаясь найти корень проблемы.

Результат подобного воспитания – забитый и несамостоятельный человек.

Откуда возникают проблемы?

Поскольку сегодня отцы готовы воспитывать своих детей буквально с пеленок, не дожидаясь того момента, пока кроха научится пользоваться хотя бы горшком, то их уход дети ощущают еще острее чем раньше.

Ситуация может усугубляться тем, что матери отзываются о бывшем муже резко негативно и с презрением (что малыш искренне не понимает), либо делают вид, словно его никогда и не было, что тоже неверно.

Ребенок знает, что у него были и мама, и папа, потому важно стараться сохранять хорошие воспоминания о родителе.

Разумеется, тяжело переступать через себя и в очередной раз не высказываться с обидой в сторону покинувшего семью мужа, но тут рекомендуется подумать о будущем своего ребенка.

Если неполная семья пропитана враждебностью матери к бывшему мужу может привести к неправильно сформированному отношению дочери к противоположному полу.

Если мать все время говорит о плохих качествах бывшего мужа, и как плохо он поступил, оставив семью, то дочь впоследствии всех мужчин может воспринимать так же, как и ее мать. И тогда отношения, а потом и семью, ей построить будет очень сложно.

В идеале таким матерям-одиночкам следует найти золотую середину, а именно, отзываться об отце как о самом обычном человеке, со своими плюсами и минусами.

Кстати, половая ориентация детей довольно часто зависит от воспитания, особенно если семья неполная, где доминирует один из родителей.

Статистические данные говорят о том, что дети, воспитывающиеся в неполной семье, чаще остальных сверстников отстают от школьной программы и более склонны к психическим расстройствам.

Неполная семья и полная – сравнение

Сравнение полной и неполной семьи. Несмотря на все вышеперечисленное, воспитание детей в неполной семье вовсе не означает, что все нежелательные моменты будут присутствовать, все зависит только от каждого родителя.

Потому нередки ситуации, где ребенок из полноценной семьи воспитывается не так, как следует и после чего становится эгоистичным и требовательным или несамостоятельным и слабым. Порой дети, попавшие под определение неполной семьи, имеют, куда лучшее воспитание и развитие, чем дети из обычных полноценных семей.

Имеется в виду, что риск в педагогическом аспекте более актуален у ребенка из неполной семьи, но, опять же, вовсе не обязательно он возникнет, поскольку зависит все исключительно от каждого отдельного родителя.

Советы родителю в неполной семье

Если случилась такая ситуация и вы стали главой неполной семьи, то необходимо учесть некоторые моменты:

  • Не пытайтесь играть сразу две роли одновременно «мама-папа»;
  • Развивайте в ребенке стороны, раскрывающие половую принадлежность;
  • По возможности общайтесь чаще с родственниками, особенно с лицами противоположного пола, чтобы ребенок мог видеть подходящий пример половой принадлежности;
  • Уважайте воспоминания ребенка о другом родителе и не пресекайте;
  • Слушайте и разговаривайте с ребенком, станьте им другом, но общаясь с ним, не читайте лекции и нотаций.

Можно подвести итоги и сказать, что хоть неполная семья и попадает в определенные трудности и получает самые разнообразные клеймо, но, тем не менее, она точно так же, как и полная семья, имеет потенциальные положительные моменты, способствующие правильному воспитанию детей.

Будьте счастливы, ведь даже если у вас неполная семья, то подумайте – треть из нас выросли в такой обстановке!

© Сосед-Домосед 2018. Все права защищены.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/soseddomosed/nepolnaia-semia-i-problemy-v-vospitanii-detei--5a714b73256d5c05db4e2fcf

Чем отличается полная семья от неполной

Полная и неполная семья это

Неполную семью сегодня уже перестают однозначно определять «бедой». Конечно, это не идеальный вариант для ребёнка, для родителей.

Но порой, неполная семья может стать источником свободы, радости, здоровья, счастья, которыx невозможно было достичь в обычной «формуле семьи».

Современные исследования жизни неполных семей позволяют раскрыть основные трудности этого положения и прийти к перспективным решениям.

Проблемы и опасности неполных семей

Статистика детей, воспитываемых в неполных семьях, возрастает с течением времени. В России, в США это число составляет около 30%. Значительное большинство детей остаётся с мамой.

Причин образования неполной семьи всего три (по процентному убыванию):

  • развод (расставание);
  • никогда не создавали полную семью (рождение ребёнка вне семейных отношений, сожительства);
  • смерть одного из родителей.

Выделим основные возможные проблемы неполной семьи:

  • финансовые проблемы (сложно выполнять одновременно роль добытчика и роль внимательного родителя; недостаточная обеспеченность детских потребностей);
  • проблемы со здоровьем (подорванное разводом психическое здоровье детей и родителей; переутомление родителя, оставшегося с ребёнком; склонность ребёнка (как последствие) к вредным привычкам; наиболее тяжелым развод может быть для девочек в дошкольном возрасте, а для мальчиков – в 7-12лет; травмирующие последствия разрыва контакта ребёнка с одним из биологических родителей (для обеих или одной из сторон));
  • склонность ребёнка к побегам из дома;
  • опасность появления у детей ранних отношений с противоположным полом, раннего родительства, проблем в сексуальной жизни, ранних разводов, собственного внебрачного родительства;
  • дети могут быть склоны к асоциальному поведению (вплоть до заключений), как и отцы, исключенные из семьи;
  • вероятны проблемы во взаимопонимании ребёнка с оставшимся родителем;
  • дети могут рано бросить (закончить) школу, получить более низкое образование, испытывать в будущем проблемы с трудоустройством;
  • детям часто сложно наладить отношения с другими (могут более болезненно реагировать на критику, демонстрировать эмоциональные вспышки);
  • дети могут завышено оценивать своего родителя, что находится рядом;
  • дети в разведенных семьях чаще более проблемны, чем те, чей родитель умер;
  • отсутствует модель межполовых отношений для ребёнка, а также поведенческих стереотипов своего пола и возможно негативное отношение к противоположному;
  • после развода дети могут относиться агрессивно к обоим родителям;
  • дети из неполных семей значительно чаще испытывают страх потерять «единственного» родителя.

Возможные проблемы в большинстве своём относятся к детям. Стоит понимать, что некоторые из этих проблем характерны для тех неполных семей, которые понизили своё качество в отличие от «полного» существования.

Положительные стороны неполных семей

Кроме вышеперечисленных возможных опасностей, имеются исследования, раскрывающие положительные аспекты образования неполных семей (особенно взамен конфликтных):

  • в 50% случаев характер жизни неполных и конфликтных семей мало чем отличается;
  • подростки из неполных семей, в отличие от детей из конфликтных союзов, на 1/3 менее склонны к употреблению алкоголя;
  • неполная семья не является определяющим фактором для наркозависимости ребёнка (по данным исследований в США из неполных семей детей-наркоманов – около 5,7%, а из конфликтных – около 4,5%; в семье с родным папой и мачехой наркоманов больше, чем в неполной семье с мамой);
  • если оставшемуся родителю удаётся окружить ребёнка заботой и теплом, то дети из неполных семей являются более спокойными, уравновешенными;
  • если оставшийся родитель оценивает образование неполной семьи как стимул к бóльшим достижениям, то в семье может установиться более высокое финансовое положение, чем ранее;
  • в неполной семье психика ребёнка и взрослого может быть избавлена от больших и частых конфликтных ситуаций, вредного влияния и дурных привычек покинувшего родителя, приобретая при этом ощущение большей стабильности;
  • по результатам американских  исследователей, дети из неполных семей от 10 до 14лет ощущают к себе более дружелюбное отношение оставшегося родителя и имеют больше общения с расширенным кругом родственников (дедушки, бабушки, …);
  • на успеваемость в школе влияет не «полнота» семьи, а степень конфликтности в семье, частота ссор между родителями и детьми, уровень разногласий между родителями;
  • ребёнок не приобретает негативную модель межполовых отношений;
  • при верном воспитании в неполной семье ребёнок может приобрести уже на практике не только поведение свойственное своему полу, но и действующую самостоятельность, ответственность за себя и свою семью;
  • в отличие от «иллюзий о хорошей жизни» конфликтных семей в неполной семье ребёнок не привыкает к лживости существования (дети очень чувствительны к эмоциональному фону в семье и часто знают о «военном положении» между родителями, даже скрытом).

Преодоление проблем неполных семей

Для предотвращения опасностей в неполных семьях или для разрешения уже существующих проблем психологи, социологи, педагоги предлагают следующие рекомендации:

  • привлекать в жизнь ребёнка адекватного авторитетного для ребёнка человека противоположного пола, прививать половые качества через занятия в кружках, секциях, свойственных детям этого пола;
  • родителю иметь запас возможностей расслабления, снятие стресса без участия в этом ребёнка как жертвы, оставляя небольшое время для целительного времяпровождения без ребёнка (воспользовавшись помощью родных, друзей);
  • отношения с бывшим (или несостоявшимся) супругом следует выяснять без ребёнка;
  • в момент и после развода (или после смерти родителя) стоит обратить внимание, что это огромный стресс в большей степени, для вашего ребёнка (помочь с ним справиться; постараться сохранить общение ребёнка со вторым родителем, если оно объективно не деструктивно для ребёнка);
  • для одиноких пап важно проявлять больше чувствительности к ребёнку, восполнять эмоциональные потребности ребёнка, выражать терпение и научиться любить ребёнка просто так (в отличие от природной мужской любви «за что-то»);
  • одинокая мама должна дополнять своё поведение мужской строгостью, требовательностью, показателем своего положения главенства в семье, но оставляя за собой и материнские качества;
  • не стоит пренебрегать и отказываться от помощи окружающих;
  • контролируйте количество времени, необходимое для общения с ребёнком и постарайтесь увеличить его в случае необходимости (рассмотрите альтернативные варианты работы, например, на дому);
  • особо тщательно анализируйте состояние дел в школе вашего ребёнка, его круг общения, времяпровождение, плохие привычки (в разведенных семьях подростки чаще советуются со своими друзьями, чем с родителями);
  • изучите законодательные возможности материальной помощи от государства, обратите внимание на центры, школы, сады с группой продленного дня, с полным рабочим днём;
  • организуйте время от времени веселье и отдых с ребёнком, включая развлечения, которые свойственны полу ребёнка;
  • не позволяйте в детях установки негатива по отношению к браку, к противоположному полу; указывайте на ваш случай как на исключительную ситуацию;
  • важно не переусердствовать в компенсации ребёнку его положения в неполной семье чересчур большой заботой, любовью, обереганием от проблем; приучайте к самостоятельности, ответственности; не следует путать воспитание самостоятельности в ребёнке с отстранением от его жизни, решений;
  • в подростковом возрасте ребёнка будьте особо внимательны и подключайте окружающие авторитеты для ребёнка, помощь родных, возможно консультации с психологом и изучение специализированной литературы.

«Качество, а не количество» — применимое условие и к родительству. Сохранять (создавать) или нет семью — стоит решать не ради идеи, а ради человеческого счастья своего и ребёнка. Иногда трудности неполной семьи гораздо более разрешимы, чем конфликты и последствия семьи «полноценной».

Источник: https://soveti-masterov.com/sovety/chem-otlichaetsya-polnaya-semya-ot-nepolnoj.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.