Полная и неполная семья определение

Типы семей

Полная и неполная семья определение

Семья — это ячейка общества, группа людей с общими признаками.

Такими признаками могут быть:

  • родственные связи;
  • брачные связи (т. е. регистрация брака);
  • близость в духовном, эмоциональном плане;
  • совместная повседневная жизнь;

Так как термин “семья” присутствует ещё и на законодательном уровне, то к признакам семьи относится также общее имущество и общие нематериальные блага (например, права семьи).

Так как общество постоянно меняется, меняются и признаки, и типы семей. Происходит изменение ролей в семье, меняются шаблоны, роли партнёров и родителей.

Семьи могут делиться на группы по разным параметрам. Выделим некоторые:

  • по составу: полная и неполная;
  • родственным связям: нуклеарная и расширенная (патриархальная);
  • наличию и количеству детей: бездетная, малодетная, многодетная;
  • управленцу в семье: семьи с матриархатом, патриархатом и равноправием;
  • количеству партнёров: моногамная и полигамная;
  • количеству родителей: полная и неполная (монородительская);
  • наличию брака: зарегистрированный брак и сожительство (гражданский брак);
  • количеству браков у партнёров: первый брак и повторный брак;
  • отношениям в семье: у партнёров до создания семьи детей не было, сводная и приёмная семьи;
  • семейному стажу: молодожёны, молодая семья, семьи среднего, старшего супружества и пожилые супружеские пары;
  • выбору партнёра: эндогамные и экзогамные;
  • наследованию: патрилинеальные и матрилинеальные;
  • культурному уровню: высокий, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный;
  • роду партнёров выделяют также однополые семьи.

Состав семьи

Полная семья состоит из двух родителей с ребёнком (хотя бы одним).

Неполная — два родителя без детей или один родитель с ребёнком/детьми.

Родственные связи

Нуклеарная семья представлена одним поколением: родители (или один родитель) и дети.

Расширенная семья (которая ещё называется сложной или патриархальной) — состоит также из других родственников и поколений. К ней относятся бабушки и дедушки, дяди, тёти, племянники, двоюродные братья/сёстры и т. д.

Количество детей

Бездетная — в семье нет детей. Малодетная — один или двое детей. Многодетная — три и более.

Власть в семье

Семьи с матриархатом — это такие, в которых главой семьи, человеком, который принимает важные решения, власть которого не подвергается сомнению является женщина. Это может быть жена, или бабушка, или сестра.

Патриархат в семье — противоположное понятие. В таких семьях господствуют мужчины. А женщины, их интересы, мнения и пожелания стоят на втором плане.

Семья с равноправием — это такая, в которой решения принимаются совместно обоими партнёрами. Обязанности делятся поровну вне зависимости от пола. И за воспитание детей, и за бюджет семьи, и за уборку в доме ответственны оба партнёра.

Количество партнёров

Моногамные отношения создают только два партнёра. В полигамных отношениях участвуют три и более людей.

Количество родителей

Если в семье есть оба родителя, то она считается полной. Если же только один (отец или мать) — неполной (монородительской).

Регистрация брака

Чтобы создать семью, необязательно регистрировать брак. В этом случае семья будет считаться живущей в гражданском браке или внебрачной.

Количество браков

Бывают ситуации, когда один из партнёров или они оба не первый раз создают семью. В этом случае говорят о первом или повторных браках.

Сводные и приёмные семьи

Сводная семья — такая, в которой присутствует мачеха или отчим. То есть один из партнёров уже имеет ребёнка. Новый отец или мать могут удочерить/усыновить этого ребёнка.

В приёмной семье есть дети, которые были сиротами, и их забрали другие люди, чтобы заботиться о них.

Семейный стаж

Когда люди только заключили брак и живут вместе менее полугода, их называют молодожёнами.

Когда проходит 6 месяцев, они становятся молодой семьёй. А если прошли 3 года, то это уже семья среднего супружеского возраста. Среднее супружество длится до 10 лет совместной жизни.

От 10 до 20 лет совместной жизни — это старшее супружество. А пожилые супружеские пары считаются таковыми, если живут вместе более 20 лет.

Выбор партнёра

Эндогамные семьи создаются, если люди принадлежат к одной группе. Это может быть одна раса, народность, одно племя, одна религия и т. д.

Экзогамные семьи образуют люди, которые не имеют общих признаков (территория, класс, этнос) и принадлежат к разным группам в социуме.

Наследование фамилии

Патрилинеальные семьи такие, в которых считается, что родство передаётся через отца. То есть человек имеет отношение к семье, если у него есть кровная связь с отцом семейства.

В случае матрилинеальной семьи родовое дерево строится по материнской линии.

Культурный уровень

Культурный уровень семьи связан с образованием родителей. Также имеет значение их материальное состояние, сколько внимания уделяется воспитанию детей, комфортная ли атмосфера создана в семье, есть ли у родителей вредные привычки и т. д.

На этом основании семьи делятся на группы: высокий культурный уровень, а следовательно, благополучная психологическая атмосфера. Затем следует хороший, удовлетворительный и неудовлетворительный уровень культуры в семье.

Однополые семьи

Это такие, которые создаётся лицами одного пола. Если речь идёт о двух женщинах, то они выбирают донора спермы.

Если речь идёт о двух мужчинах, то происходит усыновление ребёнка или же они обращаются за помощью к суррогатной матери.

Функции семьи

У института семьи есть функции. Так как с течением времени меняется и само представление об этом институте, то его функции также трансформируются. Выделим основные:

  • репродуктивная: создать потомство, т. е. родить детей;
  • экономическая: семья создаёт свой бюджет, самостоятельно решает, на что потратить средства, поддерживает своих членов материально;
  • воспитательная: обязанностей родителей воспитывать своих детей, следить за их состоянием прописана в Семейном кодексе Российской Федерации;
  • эмоциональная: человек — существо социальное. Ему нужно общение, нужны эмоции. В семье он познаёт любовь и уважение, получает духовную и эмоциональную поддержку;
  • статусная: наличие семьи не только придаёт определённый статус человеку, но также необходимо для достижения его целей.

Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации не обязывает президента быть женатым человеком, в обществе существует мнение, что из женатого человека получается лучший управленец. Он заботится не только о себе, но и о других членах семьи, не подвергает их ненужным финансовым рискам. Он более стрессоустойчив, так как получает поддержку от семьи;

  • социальная: ребёнок учится общаться с другими людьми именно в семье. Семья же также несёт ответственность за обучение его социальным и моральным нормам, которые приняты в обществе;
  • развлекательная или досуговая: в семье, как правило, общие интересы. Её члены вместе проводят свободное время;
  • защитная: происходит защита члена семьи от других людей, которые покушаются на его здоровье или психологическое состояние.

Дисфункциональная семья

Когда семья перестаёт выполнять эти функции, речь идёт о дисфункциональной семье. Психологическая атмосфера в таких семьях складывается не самая благоприятная. Человек не получает защиту и поддержку.

Узнайте также, что такое Женское общество.

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/tipy-semej/

Состав семьи, структуру (полная, неполная, с одним ребен­ком, многодетная, разведены и т д.)

Полная и неполная семья определение

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Алгоритм изучения семьи

Важноизучить:

  1. состав семьи, структуру (полная, неполная, с одним ребен­ком, многодетная, разведены и т.д.);

  2. жилищно-бытовые условия;

  3. материальную обеспеченность;

  4. воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный);

  5. характер взаимоотношений в семье:

    • между взрослыми членами семьи (гармоничные, ком­промиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);

    • между другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, доверие, дружба, равнопра­вие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконт­рольность);

    • позицию ребенка в семье (педагогически оправдан­ная; «кумир семьи»; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не инте­ресуется; запуган авторитарным отношением, неуве­рен в себе, избегает общения с родителями; на поло­жении «Золушки»);

    • отношение ребенка к родителям.

Выделяютчетыре установки ребенка по отношениюк родите­лям и самому себе:

      • «Я нужен и любим и люблю вас тоже»;

      • «Я нужен и любим, а вы существуете ради меня»;

      • «Я не нужен и не любим, но я от всей души желаю приблизить­ся к вам»;

      • «Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое».

Первые две позиции являютсяоптимальными для развития ре­бенка.Они обеспечиваются демократическимотношением к нему, т. е. признанием такогоже права на существование его вкусов,мыс­лей, чувств, как у взрослого. Ксожалению, чаще встречается ме­нееблагоприятная установка, что создаетпроблемы в развитии личности.

Можно выделитьследующие типы отношений ребенка кроди­телям: дорожит семейнымиотношениями; родители авторитетны;относится безразлично; относитсяпренебрежительно; остро переживаетсемейную драму; тяготеет к одному изчленов семьи.

Рекомендуется выделить тепроблемы в семье, которые оказы­ваютнегативное воздействие на ребенка,могут приводить его в состояние скрытыхи явных конфликтов (отклонения в поведениичленов семьи: алкоголизм, наркомания ит.д., низкий достаток, слабый воспитательныйпотенциал, конфликтные взаимоотноше­нияи т.д.).

Знание «проблемного поля» всемье позволит педагогу в даль­нейшемлучше понять причины тех или иныхпоступков ребенка, объективно оценитьего состояние, вовремя оказатькоррекционную помощь и поддержку.

Семья как фактор воспитания

Механизм влияния семьи наформирование личности представлен втаблице 3.

НаIуровне анализа семьи как факторавоспитания следует выделить социальноеположение родителей, демографическийсо­став семьи и характер семейныхотношений. Анализ теоретическихисточников и педагогической практикипоказывает, что существен­нымипараметрами этих трех факторов являются:

  1. Социальное положение родителей:

  • профессиональное по­ложение — рабочие, служащие, работники сферы обслуживания, интеллигенция, коммерсанты, домохозяйки, различные вариан­ты профессионального положения отца и матери;

  • социально-политическое положение — активная социальная позиция, нейт­ральная, пассивная, антиобщественная направленность родителей.

  1. Демографический состав семьи:

  • состав взрослых членов се­мьи — мать и отец; одна мать; один отец; мать, отец и другие взрос­лые; отчим в семье; неродная мать; опекуны;

  • состав детей — один ребенок, двое детей, многодетная семья, сводные дети, при­емные дети, родные и неродные дети.

  1. Характер семейных отношений:

  • взаимоотношения родите­лей — демократические отношения на основе любви и взаимоува­жения, авторитарная позиция отца, авторитарная позиция матери, аморфные (беспринципные) отношения родителей, неприязнен­ные взаимоотношения между родителями;

  • родители и дети — демократические отношения, авторитарные, либеральные, широ­кие (или ограниченные) взаимоотношения;

  • дети между собой — неприязненные взаимоотношения, «братские» взаимоотношения;

  • внесемейные связи — круг общения семьи, предметы и культу­ра общения; связь с социальным окружением ребенка; связь со школой, с внешкольными воспитательными учреждениями; кор­ректировка семьей влияния ближайшего бытового окружения.

Следствиемдействия перечисленной группы факторовявляют­ся выделенные нами факторы IIуровня: материальный, образова­тельныйи культурный уровень семьи. Основнымипараметрами этих факторов являются:

  1. Материальный уровень семьи:

    • материальное обеспечение семьи — уровень обеспеченности (высокий, низкий, средний); наличие необходимых предметов домашнего обихода (наличие не­обходимого, недостаток его, излишки);

    • материальные потреб­ности семьи — в пределах нормы, завышенные, заниженные;

    • характер удовлетворения материальных потребностей и распре­деления материальных благ — преимущественное расходование средств на материальные нужды (еду, одежду, предметы быта, украшения); преимущественное расходование средств на образо­вательные и культурные нужды; бесплановое, беспринципное рас­ходование средств;

    • отношение детей к материальным цен­ностям — адекватное, потребительское, безразличное.

  2. Образовательный уровень:

    • родители равного образова­тельного уровня — высшее образование, среднее, среднее спе­циальное, низкий образовательный уровень;

    • родители с раз­личным образовательным уровнем — незначительный приоритет отца, незначительный приоритет матери, большое различие в об­разовательных уровнях отца и матери.

  3. Культурный уровень семьи:

    • степень освоения культуры членами семьи — высокая (проповедуется специальное культурное развитие), хобби, нет потребности;

    • руководство культур­ным развитием детей — активное участие родителей, попуститель­ство стихийности в развитии детей, отрицательное воздействие на культурное развитие.

IIIуровнем анализа семьи как факторавоспитания следует счи­тать интегральныйуровень, на котором семья непосредственновлияет на ход воспитательного процесса:

  • семья как воспита­тельная среда — наличие условий для физического и духовного развития детей; семья как организатор жизни и деятельности де­тей; семья как руководитель развития личности ребенка (умствен­ного, нравственного, эстетического, трудового);

  • участие семьи в формировании мировоззрения детей — влияние самой семьи, использование в несемейных факторов воздействия (школы, вне­школьных учреждений, библиотек, культурно-просветительских учреждений, средств массовой коммуникации, других людей);

  • семья как организатор разнообразных видов деятельности де­тей — учебной, трудовой, общественно-полезной, досуга (деятель­ности общения, игровой, художественно-творческой, физкультур­ной);

  • семья как благоприятный эмоциональный микроклимат развития личности;

  • педагогическая культура семьи — осознан­ное использование педагогической науки и передовой практики в воспитании детей; интуитивное создание правильного педагоги­ческого стиля в семье; непоследовательные позиции родителей в воспитании детей; неумение родителей организовать воспитатель­ное воздействие семьи (неумение видеть цель и задачи воспита­ния, определить содержание воспитательных воздействий, ошиб­ки в выборе средств, методов, приемов, организационных форм); антипедагогическое воздействие семьи (неосознанное и сознатель­ное);

  • педагогический стиль руководства детьми в семье — авто­ритарный, демократический, либеральный, смешение стилей ру­ководства;

  • отношение детей к педагогическим воздействиям семьи — позитивное восприятие, нейтральное, негативное, кри­тическое восприятие детьми отрицательных воздействий семьи.

МаленковаЛ. И. Педагоги,родите­ли и дети. – М., 1994. – С. 45-46.

Анкета

Предлагаемая анкета поможетопределить взаимоотношения в семье,выявить семейные конфликты и наметитьпути их устра­нения.

1. Вы считаете взаимоотношенияв вашей семье:

  1. очень хорошими;

  2. хорошими;

  3. не очень хорошими;

  4. плохими;

  5. не очень плохими.

2. Считаете ли вы своюсемью дружным семейным коллективом?

3. Какие семейные традицииспособствуют укреплению вашейсемьи?_________________________________________________

(перечислите эти традиции)

4. Как часто ваша семья собираетсявместе?

  1. ежедневно;

  2. по выходным дням;

  3. редко.

5. Что делает ваша семья, собравшисьвместе?

  1. решаете сообща жизненные проблемы;

  2. занимаетесь семейно-бытовым трудом;

  3. работаете на приусадебном участке;

  4. вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

  5. обсуждаете вопросы учебы детей;

  6. делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

  7. каждый занимается своим делом;

  8. допишите…

6. Бывают ли в вашей семье ссоры,конфликты?

  1. Да;

  2. часто;

  3. иногда;

  4. редко;

  5. не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

  1. непониманием членами семьи друг друга;

  2. нарушением этики взаимоотношений (грубость, невер­ность, неуважение и др.);

  3. отказом участвовать в семейных делах, заботах;

  4. разногласиями в вопросах воспитания детей;

  5. злоупотреблением алкоголем;

  6. другими обстоятельствами (укажите какими).

8. Каковы способы разрешениянравственных конфликтов в ва­шейсемье?

примирение;

  1. обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

  2. рекращение конфликтов на некоторое время;

  3. обращение за помощью к другим людям (родителям, со­седям, друзьям, учителям);

  4. конфликты практически не разрешаются, имеют затяж­ной характер.

9. Бывают ли дети свидетелями илиучастниками семейных кон­фликтовмежду взрослыми?

10. Как реагируют дети на семейныеконфликты?

  1. переживают, плачут;

  2. становятся на сторону одного из родителей;

  3. пытаются помирить;

  4. уходят из дома;

  5. замыкаются в себе;

  6. относятся безразлично;

  7. становятся озлобленными, неуправляемыми;

  8. пытаются найти поддержку в других людях.

11. Что вы намерены делать дляукрепления семейно-бытовых отношенийи улучшения микроклимата в вашей семье?

  1. Документ

    … аптечного сорбита, разведя их в … семья тоже. Но не всегда в семье может быть полное согласие. Например, однаСтруктура клетки сложная. Ее основу состав … над умирающим ребен­ком и другие). … почему многодетнаясемья берет … ведет к неполному сгоранию шлаков …

  2. Документ

    одним видом неполнойсемьи является «материнская се- мья», в состав … решение за ребенком. Хаотический … . Итак, полнаяструктура «Я-вы- сказывания … или оба супруги разведены, и браком … 1999. Ачильдиева Ф.Н. Городская многодетнаясемья // Социс. 1990. № …

  3. Документ

    … Сравните структурунеполной психологической … семей опекунов, многодетных, … слегка разведены в … С одной стороны, … с ребен­ком, расширения … полная асоциальность психологической позиции. 6. Путь к полной … службы (структура, кадровый состав, обеспечение …

  4. Документ

    неполноесемей (семья из трех человек: мама, папа, ребенок, многодетнаясемья, семья … о структуре трудового … семье. Знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьиребен­ком … выполняют одну … вместе, разведены в стороны … полную

  5. Документ

    одной-единственной социальной группы, как того требует структура … — Прим. сост. франц. издания. … разделяет неполно­ценность … разведены, что думают дети по поводу проживания у одногоКому-то в полной мере … пог­ребенными. … чтобы многодетнымсемьям для …

Другие похожие документы..

Источник: https://gigabaza.ru/doc/42973.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.