Полная или неполная семья это

Неполная семья для ребенка – так ли это плохо? ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Полная или неполная семья это

В нашем обществе крепко укрепился стереотип, что ребенок, растущий в неполной семье, по умолчанию вырастает менее счастливым и успешным, чем его сверстники, живущие с мамой и папой. В какой-то степени этот стереотип вполне оправдан.

В полной семье обязанности по воспитанию распределяются в равных долях между двумя супругами, при этом каждый из родителей воспитывает ребенка по разному в силу гендерных различий.

Но действительно ли ребенок, растущий в неполной семье, будет воспитан хуже, чем его сверстники? Попробуем разобраться с этим.

Мифы касательно воспитания ребенка в неполной семье

Советское наследие из консервативных взглядов на семью до сих пор живет почти в каждом из нас.

Каждый мужчина или женщина будет цепляться за свой брак, каким бы он плохим не был, даже если дальнейшее сожительство негативно отразится на ребенке.

К примеру, каким бы плохим не был мужчина, сколько бы он раз не изменял жене, не унижал ее физически или морально, женщина все равно с большей вероятностью останется в браке с ним, так как ребенку нужен отец.

И все равно, что ребенок будет расти, наблюдая бесконечные ссоры между родителями, формируя таким образом свое мировоззрение. Родители считают, что если они разведутся, то они своим примером обрекут ребенка на несчастья в собственной семейной жизни в далеком будущем.

На деле же исследования, проведенные в начале 00-х показали совсем иной результат: психологи выяснили, что для формирования детской психики предпочтительнее жить спокойной жизнью с одним из родителей, чем существовать среди непрекращающихся скандалов с обоими родителями. Полная семья почти во всех случаях не является гарантией того, что ребенок будет расти в доброй и счастливой среде, а уж тем более не является фундаментом для успеха во взрослой жизни.

Другой камень преткновения заключается в однополом воспитании. Основная мысль такова: ребенок растет и наблюдает исключительно одну гендерную модель поведения, чаще всего – женскую. По понятным причинам, это особенно плохо это сказывается на мальчиках.

Действительно, ряд психологов считает, что подобное однополое воспитание приводит к серьезным сложностям с самоидентификацией ребенка, с его становлением в коллективе, с успехами с противоположным полом и так далее.

Но взглянем на эту проблему с иной стороны. Возьмем довольно типичный для многих жителей нашей страны пример неполной семьи, состоящей из матери, 10-летнего сына, бабушки и дедушки.

На первый взгляд, ребенок обречен на женское воспитание, но никто не отменял роль дедушки и прочих родственников мужского пола – дядей, старших двоюродных или троюродных братьев.

Дед научит азам рыбалки, дядя Богдан расскажет и покажет, как мастерить что-нибудь в гараже, старший брат Саша даст порулить машиной и тому подобное. Благодаря таким постоянным мелочам ребенок получит вполне достойное мужское воспитание, даже при отсутствии отца в семье.

Также стоит затронуть такое популярное мнение, что дети из неполных семей имеют более худшую успеваемость. Действительно, причин так полагать можно найти множество: один родитель не может самостоятельно проследить за успеваемостью ребенка, или же ребенок вследствие стресса хуже усваивает учебный материал.

Но и это мнение на деле оказывается ошибочным. Социологи из Санкт-Петербурга в 2015 году провели исследование, в котором приняли участие множество семей с Васильевского острова.

Результаты исследования показали следующие результаты: на успеваемость ребенка влияет не то, в какой семье он рос – полной или нет, а целая совокупность факторов.

Социологи отметили, что на успехи ребенка в основном влияют его взаимоотношения с родителями и со сверстниками.

Похожее исследование, но в более крупных масштабах, не так давно было проведено в ряде стран Азии. В ходе его проведения не было найдено существенных различий в успеваемости детей с полных и с неполных семей.

Незначительный перевес не в пользу родителей-одиночек наблюдался в Японии, однако противоположная ситуация сложилась в Индонезии и Таиланде, где дети из неполных семей продемонстрировали куда большее лучшую успеваемость в учебе, в сравнении с теми, кого воспитывают сразу оба родителя.

Неочевидные плюсы воспитания ребенка одним родителем

Общество легко придумает и назовет множество недостатков воспитания ребенка в неполной семье. Однако мы назовем некоторые неочевидные плюсы, от того, что ребенок воспитывается только одним родителем.

  1. Ребенок сможет избежать негативного примера или психологических травм, если он не будет расти, наблюдая за проблемным браком отца и матери.
  2. Ребенок из неполной семьи раньше взрослеет. Да, он может получить менее качественное образование, но при этом начнет более раньше строить свою карьеру, приближая свое формирование, как взрослого и успешного человека.
  3. Ребенок из неполной семьи часто стремится восполнить недостающее семейное тепло в своем собственном браке. Таким образом, мальчики, которые росли без отца, нередко становятся заботливыми родителями.

Если родитель ответственно подойдет к своей роли, всегда будет находить время, чтобы поддержать ребенка в трудную минуту, будет активно помогать ему по мере необходимости, то всем этим он сможет в одиночку обеспечить ребенку достойное детство. Помните, что развод родителей ни в коем случае не должен влиять на счастливое будущее ребенка.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/nepolnaya-semya-dlya-rebenka-tak-li-eto-ploho.html

Неполная семья : Семейная жизнь

Полная или неполная семья это
Семья – это главный институт воспитания ребенка, поскольку в ней он находится в течение значительной части своей жизни. Именно в семье закладываются характер и личность ребенка.

Неполная семья представляет собой группу ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими детьми несовершеннолетнего возраста.

На сегодняшний день распад семьи является острой проблемой современного общества. Статистические данные показывают, что в последнее время численность детей дошкольного возраста, воспитываемых в неполных семьях, где воспитателем является мать, резко увеличилась.

Практика показывает, что жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Помимо материальных трудностей, которые постоянно присутствуют в неполных семьях, одинокие матери не в состоянии одновременно реализовать материнскую и отцовскую позиции.

Такие условия жизни ребенка влияют на личностное его развитие.

Неполные семьи образуются по нескольким причинам:

  • рождения ребенка вне брака;
  • смерть одного из родителей;
  • расторжение брака;
  • раздельное проживание родителей.

Отсюда выделяют типы неполных семей: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Кроме того, разделяют отцовскую и материнскую семьи.Материнские семьи занимают большинство среди неполных семей. Воспитание детей в такой семье имеет ряд особенностей. Из-за отсутствия одного из родителей, другому приходится решать материальные и бытовые проблемы семьи. Кроме того, оставшемуся родителю необходимо восполнять нехватку воспитательного влияния, возникшего в данной ситуации. Одновременно успевать решать все поставленные задачи – дело не простое. Поэтому в большинстве случаев неполные семьи сталкиваются с различными проблемами материального, бытового, педагогического характера.Утрата одного из родителей способствует возникновению болезненных переживаний, который влияют на психологический климат в семье. Большой процент неполных семей образуется по причине ухода отца. В таких случаях матери довольно трудно сдерживать свои негативные эмоции по отношению к бывшему мужу, а ее раздражение и недовольство часто бессознательно выливается на совместного ребенка. Бывает и наоборот, когда мать акцентирует внимание на ребенка, как на безвинную жертву. Она пытается восполнить недостаток родительской заботы и опеки, окружая ребенка чрезмерной лаской. И в том и в другом случаях воспитательная атмосфера семьи сильно искажается, что в результате отрицательно сказывается на развитии ребенка, как личности.Большое значение имеет тот факт, что отсутствие одного из родителей лишает возможности ребенка полноценно формировать в себе стереотип поведения своего пола. Например, отсутствие в семье отца способствует формированию у мальчика женских черт, поскольку у него нет возможности примера мужского поведения. Также и для девочки, мать совмещает в сложившейся ситуации материнскую и отцовскую роли, в результате чего формируется противоречивое психосексуальное развитие. Доказано, что большинство гомосексуалистов воспитывались в неполных семьях. Статистические данные показывают, что дети, воспитываемые в неполных семьях, значительно отстают по школьной программе, по сравнению со своими одноклассниками, у которых семья полная, такие дети более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.Конечно, это не значит, что неполная семья в воспитательном плане является неблагополучной. Просто проблемы данного характера с большей вероятностью могут возникнуть в неполных семьях, но это еще не значит, что они возникнут с полной уверенностью. Бывают случаи, и их не так мало, когда психологическая атмосфера в неполной семье достаточно благоприятная и не вызывает затруднений в формировании здоровой личности. Также бывает и наоборот, когда в полной семье с неблагополучным психологическим климатом ребенок сталкивается с серьезными проблемами психологического свойства. Поэтому, некоторые родители, которые утратили эмоциональную и душевную привязанность друг к другу, но живущие вместе только «ради детей», делают это совершенно напрасно.В итоге, хотя неполная семья и сталкивается с огромным количеством трудностей, все же обладает достаточным потенциалом для нормального воспитания детей. Родителю, который стал, в силу сложившихся обстоятельств, главой семьи, необходимо осознавать психологические особенности данной ситуации и делать все, чтобы не допустить негативных последствий.

Источники формирования неполных семей:

Существует несколько источников возникновения неполных семей. Самым распространенным является распад семьи. Самыми распространенными причинами разводов по данным статистики были названы несхожесть характеров, измена, алкоголизм, создание другой семьи. Как правило, инициатором развода выступает женщина.

А насчет ранних браков, то они оказываются менее стойкими, чем обычные. Ранние браки распадаются по причине социальной и гражданской незрелости супругов, неподготовленности супругов к семейной жизни, безответственного и легкомысленного отношения к семье.

Кроме того, возникновению неполных семей способствует также смертность мужчин от неестественных причин в трудоспособном возрасте (производственных травмы, отравление, военные действия и т. д.).

Изменения норм морали во взаимоотношениях полов, добрачные связи и их распространение, неподготовленность молодых людей к браку, завышенные требования к партнеру способствуют увеличению числа детей, которые появились на свет вне брака.

Ряды неполных семей пополняются также семьями, где супруги фактически живут раздельно, где матери-одиночки усыновляют ребенка, а также вследствие осиротения ребенка наступление опеки, попечительства или усыновления.
Проблемы неполных семей.

Относительно проблем неполных семей, но их достаточно много. Их можно подразделить на экономические, педагогические, медицинские и психологические. Наиболее остро среди названных проблем стоят проблемы экономического характера: финансово-материальные трудности, которые испытывает каждая неполная семья.

Бюджет такой семьи складывается из трудового заработка матери (отца), пенсий, пособий, государственных компенсаций и льгот, алиментов на детей в случае развода.Поскольку чаще всего главой неполной семьи является женщина, то на сегодняшний день необходимо заострить внимание на политике занятости.

В наше время наблюдается вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу бюджетных учреждений, в которых заработок ниже среднего. Так для содержания и воспитания детей требуются денежные средства, женщине приходиться «изворачиваться» в поисках высокооплачиваемой работы, а также дополнительного заработка.

В последние годы наблюдается также сокращение уровня социальной защиты, а также списка социальных гарантий. Мать, воспитывающая ребенка без мужа-отца, вынуждена самостоятельно заботиться о благосостоянии своей семьи. Особенно нуждаются неполные семьи, где воспитываются дети с различными психическими и физиологическими отклонениями, инвалиды.

Ребенок-инвалид требует постоянного ухода и присмотра, поэтому женщине-одиночке не под силу улучшить благосостояние своей семьи, ей физически сложно это сделать. Такие семьи вынуждены жить на пособие по инвалидности и детское пособие.

Из-за необходимости ухаживать за ребенком без чьей-либо помощи женщина не может как-то проявить себя на профессиональном поприще, отодвигая на задний план карьеру и профессиональный успех. Однако чрезмерная занятость часто на нескольких работах, а также материальное благополучие не дают даже самой заботливой женщине заниматься ребенком, и он предоставлен самому себе.

Другой не менее важной проблемой неполных семей является ее функционирование, как института воспитания и социализации детей. Образ жизни неполной семьи имеет специфические особенности, которые сказываются на воспитательном процессе. Именно отсутствие кого-либо из родителей может стать причиной неудачного и неполноценного воспитания ребенка (детей).

В материнских семьях, где отсутствует отец, у мальчиков формируются неадекватные, искаженные представления о ролевых функциях отца, мужа, мужчины, поскольку он в процессе социализации не видит мужского примера. В неполных материнских семьях у девочек также искажаются представления о ролевых функциях жены, матери, женщины.

Поскольку незамужняя мама и ее поведение накладывает определенный отпечаток на социализацию девочки.Поскольку дети, воспитывающиеся в неполных семьях, лишены примера семейных взаимоотношений мужчины и женщины, это оказывает негативное влияние на подготовленность детей к будущей семейной жизни и социализацию в целом.

Ведь именно от показателя идентификации детей со своими родителями зависит эффективность семейного воспитания. Ребенок принимает нравственные и идеологические нормы своих родителей, а в неполной семье эта составляющая воспитательного процесса деформируется.

В неполных семьях, где воспитателем остается отец, помимо вышеперечисленных проблем можно добавить отсутствие ласки со стороны матери, что не способствует полноценному воспитанию ребенка.В воспитательном процессе одному родителю очень трудно контролировать и влиять на поведение ребенка.

Объясняется это чрезмерной занятостью на работе, которая не дает возможности уделять достаточное количество внимания детям.Другой проблемой неполных семей, которой необходимо уделить внимание, является качество здоровья детей. Дети из неполных семей, что доказано педиатрами, чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Это объясняется объективными причинами. Женщина, в одиночку воспитывающая ребенка, в первую очередь вынуждена заботиться о материальном благополучии семьи, отодвигая свои непосредственные обязанности воспитания и укрепления здоровья детей на второй план. Кроме того, в неполных семьях чаще наблюдается наличие вредных привычек (курение, алкоголизм), неустроенность социально-бытового и жилищного характера, отсутствие или несоблюдение гигиенических норм жизни, а также самолечение в случаях болезни детей и .т.п.

Советы родителям, воспитывающим детей в неполной семье.

  • старайтесь, как можно чаще говорить с ребенком и слушать его, чтобы находиться с ним в постоянном контакте;
  • хвалите ребенка за любое его достижение, а не наказывайте, тем более по пустякам, стабильная в эмоциональном плане и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе;
  • относитесь с пониманием к ребенку, если он вспоминает о прошлом;
  • не возлагайте роль отсутствующего родителя на плечи своих детей;
  • старайтесь во всем помогать ребенку, чтобы освоить навыки поведения, соответствующие его полу;
  • пытайтесь развивать социальные связи своей семьи, это поможет ребенку активно общаться и устанавливать отношения со знакомыми мужчинами.

16 октября 2010

Источник: https://prosto-mariya.ru/nepolnaya_semya_202.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.