Полномочия жилищного надзора

Содержание

Деятельность ГЖИ

Полномочия жилищного надзора

Органы государственного жилищного надзора (далее – Госжилнадзор, ГЖН), которыми в подавляющем числе регионов России являются государственные жилищные инспекции (далее – ГЖИ), осуществляют не только жилищный надзор, но и лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль. Кроме того, именно орган Госжилнадзора вносит изменения в реестр лицензий соответствующего субъекта РФ.

Государственный жилищный надзор

Понятие «государственный жилищный надзор» определяется частью 1 статьи 20 ЖК РФ. Указанной нормой установлено, что функции органов Госжилнадзора именно надзорные.

Причем, надзор может осуществляться в отношении не только управляющих организаций (далее – УО), ТСЖ и ЖСК, но и в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц.

А перечень требований, за исполнением которых надзирают органы ГЖН, довольно обширный.

К сожалению, на практике ГЖИ субъектов РФ чаще всего контролируют соблюдение только узкого перечня требований и осуществляют надзор только в отношении УО и ТСЖ/ЖСК. И, как многие другие надзорные органы, «страдают» избирательностью своей деятельности: в отношении одних субъектов рьяно «роют землю» в поисках нарушений, в отношении других – ни при каких условиях «не усматривают нарушений».

Например, ГЖИ имеет право обратиться в суд с иском «о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме» (часть 6 статьи 20 ЖК РФ).

Однако, несмотря на то, что довольно часто в ГЖИ поступают заявления о фальсификации протоколов общих собраний, а некоторые протоколы являются очевидно недостоверными, в подавляющем числе случаев ГЖИ не спешит их оспаривать в суде, сообщая заявителям о наличии права оспаривания у самих заявителей.

При этом оспариваемый протокол ГЖИ берет в работу и на его основании вносит изменения в реестр лицензий.

Одновременно с нежеланием действовать в одних случаях, ГЖИ зачастую активно ищут нарушения в других.

Например, если речь идет о нарушениях управляющей организацией, за которые на эту организацию можно наложить штраф, органы Госжилнадзора нередко проявляют завидное рвение в поисках нарушений.

Разрешение вопроса, продиктовано ли это рвение желанием пополнить бюджет или желанием нанести финансовый ущерб проверяемому лицу, оставим на усмотрение читателей.

Насколько реально привлечь ГЖИ к ответственности за неправомерные действия или бездействие, порассуждаем в последующих публикациях, в настоящей статье сконцентрируемся на некоторых обстоятельствах, позволяющих ГЖИ злоупотреблять своими полномочиями.

Итак, государственный орган, осуществляющий надзор, может серьезно «попортить крови» поднадзорным субъектам.

Дополнительно стоит отметить, что спецификой работы ГЖИ является то, что эти органы помимо жилищного надзора занимаются еще одним видом деятельности – в соответствии со статьей 192 ЖК РФ именно эти органы являются лицензирующими, осуществляют лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – МКД) и лицензионный контроль.

В том числе, одним из полномочий органов Госжилнадзора является внесение изменений в реестр лицензий субъекта РФ.

И такие полномочия, с учетом последствий внесения/невнесения изменений в реестры лицензий, позволяют органам ГЖИ не только осуществлять жилищный надзор и лицензионный контроль, но и прямо вмешиваться в жилищные отношения между управляющими организациями (осуществляющими управление МКД на основании лицензии) и потребителями жилищно-коммунальных услуг, принимая решения, определяющие, кто и в какой период имеет право управлять тем или иным МКД.

Реестр лицензий

Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ с 1 сентября 2014 года в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) введен Раздел X «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами».

В числе прочего в ЖК РФ введено понятие «Реестр лицензий субъекта РФ» и установлено, что указанный реестр «должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат» (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).

Необходимо отметить, что изначально предполагалось, что реестры лицензий служат цели информирования неопределенного круга лиц о том, какая организация управляет тем или иным домом.

При этом частью 4 статьи 198 ЖК РФ было установлено, что при «внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса».

В свою очередь, частью 7 статьи 162 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено: «Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания».

То есть, жилищным законодательством было определено, что обязанность по управлению МКД возникала у управляющей организации с того момента, который установлен договором управления, а в случае, если договором такой момент не установлен, то не позднее 30 дней с момента подписания такого договора (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).

Однако, право УО управлять МКД могло возникнуть с этой же даты только при условии внесения в реестр лицензий сведений об этом МКД как о доме, управляемом соответствующей УО (часть 4 статьи 198 ЖК РФ)

Разумеется, таким образом возникло некоторое ограничение. Теперь управляющие организации прежде, чем начать управление многоквартирным домом, должны были направить сведения о заключении договора управления с собственниками помещений такого дома.

Немаловажно отметить, что в соответствии с частями 2-3 статьи 198 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено:
«2.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
3. В течение трех дней со дня получения указанных в части 2 настоящей статьи сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».

То есть, если в договоре управления не указывался срок начала действия договора, то в течение 30-дневного срока, предусмотренного для начала управления МКД, управляющая организация вполне успевала направить уведомление в орган ГЖН, который также успевал внести изменения в реестр. Если же в договоре указывалась дата начала управления МКД, необходимо было определить указанную дату с учетом срока направления уведомления и срока внесения изменений в реестр. В принципе, установленные ограничения не были так уж существенны.

Источник: https://acato.ru/articles/20190913/gzhi-nadzor-ili-naznachenie-ispolnitelej-uslug

Жилищная инспекция (ГЖИ)

Полномочия жилищного надзора

Под жилищной инспекцией подразумевается объединяющее понятие, включающее в себя функции государства по предупреждению, выявлению и пресечению различными органами, организациями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда.

Эти требования в т.ч. касаются:

  • обязанностей по использованию и содержанию жилых помещений;
  • использования и содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
  • формирования фондов капитального ремонта;
  • создания и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов;
  • нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), и др.

Соответствующая деятельность осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (ч. 1 ст. 20 ЖК РФ).

Функции и полномочия региональных государственных жилищных инспекций

Согласно ч. 3 ст. 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, применяются положения Федерального закона от 26.12.

2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон о защите прав проверяемых лиц) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных ч. ч. 4.1 и 4.2 указанной статьи.

В соответствии с ч. 1 ст.

5 Закона о защите прав проверяемых лиц определение органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъектов РФ и их полномочий осуществляются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ и законом субъекта РФ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 “О государственном жилищном надзоре” (далее – Положение № 4 о жилищном надзоре).

На основании п. 4 Положения № 4 о жилищном надзоре региональный государственный жилищный надзор осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с учетом требований, предусмотренных указанным Положением.

Согласно пп. “г” п. 5 Положения № 4 о государственном жилищном надзоре порядок его осуществления в том числе включает:

  • наименование органа государственного жилищного надзора;
  • структуру органа государственного жилищного надзора и порядок организации его деятельности;
  • полномочия и функции органа государственного жилищного надзора;
  • перечень должностных лиц органа государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, и их полномочия; перечень должностных лиц органа государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, и их полномочия.

На основании п. 7 Положения о государственном жилищном надзоре жилищные инспекторы при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными ч. 5 ст.

20 ЖК РФ, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные ст. ст.

15 – 18 Закона о защите прав проверяемых лиц, а также несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

Рассмотрим в качестве примера Порядок осуществления государственного жилищного надзора на территории Ленинградской области, утв. Постановлением Правительства Ленинградской области от 04.06.2014 N 221.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cd58c0d9885ae00b345594e/jiliscnaia-inspekciia-gji-5dc19c404e057700ae687048

Полномочия органов Госжилнадзора, основания для проверок

Полномочия жилищного надзора
28 февраля 2018

Большинство собственников помещений в многоквартирных домах слышали о таком органе государственной власти, как государственная жилищная инспекция. Вместе с тем, не всем известно, чем занимается Госжилинспекция, каковы её полномочия и основания для проверок.

Государственные жилищные инспекции – это исполнительные органы государственной власти, созданные во всех субъектах Российской Федерации в целях осуществления регионального государственного жилищного надзора, лицензирования и лицензионного контроля за деятельностью по управлению многоквартирными домами.

На федеральном уровне создание государственной жилищной инспекции не предусматривается. При этом в Минстрое России имеется должность главного государственного жилищного инспектора РФ, положение о котором утверждено постановлением правительства РФ от 12.09.2014 № 927.

Основными полномочиями главного государственного жилищного инспектора РФ являются координация деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля; составление протоколов об административных правонарушениях по фактам необоснованного принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии членами лицензионной комиссии; обеспечение согласования назначения на должность или освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора.

К функциям органов государственного жилищного надзора относятся:

– осуществление регионального государственного жилищного надзора,

– осуществление лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе лицензионный контроль за данной деятельностью.

В Тюменской области осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами (в том числе лицензионного контроля) возложено на Государственную жилищную инспекцию Тюменской области.

Предмет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля – это соблюдение поднадзорными и подконтрольными лицами обязательных требований.

К полномочиям Госжилинспекций в рамках Госжилнадзора относится осуществление деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований:

к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию,

к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах,

к формированию фондов капитального ремонта,

к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,

к созданию и деятельности региональных операторов,

деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг),

требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,

требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов,

требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее – обязательные требования),

деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ).

Госжилнадзор осуществляется посредством проведения проверок, принятия мер административного воздействия (выдача предписаний, составление протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дел об административных правонарушениях, привлечение к административной ответственности), систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований не только юридическими лицами (ТСЖ, ТСН, ЖСК, ЖК, ресурсоснабжающими организациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления, но и гражданами.

Лицензирование – это деятельность по выдаче лицензий лицам, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления. Таким образом, лицензируется только деятельность управляющих организаций.

Деятельность ТСЖ, ТСН, ЖСК, ЖК, ресурсоснабжающих организаций не лицензируется.

Орган государственного жилищного надзора (лицензирующий орган) осуществляет прием и рассмотрение заявлений о предоставлении лицензии, подготовку мотивированного предложения лицензионной комиссии о предоставлении лицензий или об отказе в предоставлении лицензии.

Лицензионный контроль – это деятельность по осуществлению контроля за деятельностью управляющих организаций на предмет соблюдения ими лицензионных требований. Лицензионный контроль осуществляется органом Госжилнадзора посредством проведения проверок и принятия мер административного воздействия в отношении управляющих организаций.

К лицензионным требованиям относятся:

регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории РФ (юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются);

отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее (требование введено с 11.01.2018);

наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;

отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

соблюдение лицензиатом требований к размещению информации в ГИС ЖКХ;

требования к выполнению услуг и (или) работ по управлению многоквартирным домом, осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности;

требования к оказанию всех услуг и (или) выполнению работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме,

требования к предоставлению коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства многоквартирного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

От предмета надзора (контроля) необходимо отличать основания для проверок. Основанием для плановых проверок юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), органов местного самоуправления являются ежегодные планы проведения плановых проверок, согласованные с органами прокуратуры.

Перечень оснований для внеплановых проверок установлен законодательством, является закрытым.

Источник: https://gji.admtyumen.ru/OIGV/gji/actions/ongoing/archiv/more.htm?id=11513391%40cmsArticle

Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 N 493

Полномочия жилищного надзора

11. Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:

а) обязательных требований к:

жилым помещениям, их использованию и содержанию;

содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;

порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;

учету жилищного фонда;

порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;

определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

управлению многоквартирными домами;

выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;

раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;

созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;

предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

созданию и деятельности советов многоквартирных домов;

определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;

обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;

деятельности региональных операторов по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

формированию фондов капитального ремонта;

наличию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 “О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования”;

составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);

обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которыми не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;

порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Пункт 11 дополнен подпунктом “а.1” с 26 сентября 2018 г. – Постановление Правительства России от 13 сентября 2018 г. N 1090

а.

1) требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 “Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность”, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”;

б) других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Источник: https://base.garant.ru/70396766/

Что такое орган государственного жилищного надзора, функции, полномочия, за решением каких вопросов можно обратиться

Полномочия жилищного надзора

Правожил.com > Вопросы ЖКХ > ТСЖ > Орган государственного жилищного надзора — задачи и обязанности структуры

Понятие «госжилинспекция» или орган государственного жилищного надзора было введено в правовое поле в 1994 году.

Появление подобной организации было ответом на беспорядок, творившийся в вопросах жилищного и коммунального хозяйства страны. С тех пор права и обязанности организации претерпели существенные изменения.

Что такое государственный жилищный надзор?

Чтобы понять, что такое госжилинспекция (ГЖИ), следует обратиться к закону, на основании которого она была создана.

  1. Первым законом, направленным на формирование подобной структуры стал федеральный закон «О государственной жилищной инспекции РФ». Он был принят в сентябре 1994 года и периодически менялся и дополнялся.
  2. Окончательный вид документ приобрел в июне 2013 года, когда предыдущая редакция была упразднена.

Согласно данному закону:

  • за структурой было закреплено новое название – «орган государственного жилищного надзора»;
  • инспекция стала выступать отдельным звеном ОГЖН, осуществляющим работу на территории субъектов РФ;
  • были прописаны обязанности и задачи структуры, а также порядок их выполнения.
  1. Свое отражение нашло понятие и в Жилищном кодексе.

Положение о госжилинспекции

20 статья объясняет термин ОГЖН, как структуру исполнительной власти, которая должна предупреждать, выявлять и пресекать нарушения «органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами» законодательства РФ, связанного с вопросами жилищно-коммунального хозяйства.

В статье также прописаны все функции инспекций и зоны их ответственности.

  1. Право реализовывать свои обязанности инспекторам дано на основе:
  • Конституции России;
  • Жилищного и Гражданского кодекса;
  • КоАП;
  • документов, созданных в рамках ведомств, к которым они относятся.

Инспекции организованы в каждом субъекте РФ и имеют полномочия в рамках подведомственной территории.

Задачи госжилинспекции

Что входит в компетенцию ГЖИ?

Основное направление работы структуры – контроль над соблюдением законов и реагирование на нарушения прав физических и юридических лиц в жилищной сфере.

Задачи госжилинспекции, которые позволяют достичь поставленных целей, касаются:

  • соблюдения норм жилищного законодательства всеми участниками жилищно-коммунального хозяйства;
  • контроля сохранностью жилого фонда, согласно требованиям к помещениям различного назначения, их использованию, содержанию и ремонту;
  • формирования и распределения средств в фондах капитального ремонта;
  • деятельности управляющих компаний;
  • поставщиков коммунальных услуг;
  • деятельности компаний, осуществляющих ремонт или работы по обслуживанию в жилищном фонде;
  • контроля над исполнением требований по монтажу приборов учета ресурсов, потребляемых гражданами.

Работа по достижению поставленных задач помогает защитить права потребителей в жилищно-коммунальном сегменте.

Как работает госжилинспекция?

Функции госжилинспекции

В работе органов государственного надзора (ГЖН) можно выделить функции, полномочия и обязанности.

Функции

При исполнении обязанностей сотрудникам ОГЖН дается право:

  • проводить регулярные проверки в отношении организаций и предпринимателей, работающих в сфере ЖКХ;
  • принимать меры к устранению несоответствий и нарушений, пресекать их;
  • проводить мониторинг, анализ и прогнозирование работы подотчетных лиц и компаний с целью улучшения качества обслуживания и состояния жилого фонда.

Функции госжилинспекции напрямую связаны с Российским Законодательством. Их выполнение основано на правовых нормах, позволяющих принимать самостоятельные решения в рамках своих полномочий. Если их недостаточно, инспектора прибегают к взаимодействию с судебной системой.

Полномочия

Полномочия ОГЖН

Полномочия госжилинспекции могут быть прямыми, в которых инспектора участвуют лично и косвенными, когда вопросы рассматриваются путем анализа полученной информации.

Прямые полномочия:

  • проверка сохранности и использования жилых помещений и придомовых территорий;
  • контроль над проведением капитального и текущего ремонта;
  • анализ инженерных коммуникаций на предмет технической исправности и порядка эксплуатации;
  • контроль над соблюдением норм потребления ресурсов и их учетом в расчетах с поставщиками;
  • контроль за эффективным расходованием ресурсов;
  • мониторинг поставки ресурсов и контроль оплаты за них, включая исправление ошибок и возврат переплат;
  • инспекция жилых построек сезонного использования, новостроек, старого фонда и т.д.;
  • прием граждан по вопросам ЖКХ.

Подтверждением полномочий являются служебные удостоверения инспекторов ГОЖН.

Обязанности госжилинспекции

Обязанности ОГЖН

Исполнение обязанностей сотрудников ОГЖН можно разделить на текущие, которые служба планирует исходя из собственных задач. А также отработку тех обязанностей, которые реализовываются в результате обращения граждан.

В рамках своих обязанностей сотрудники ОГЖН:

  • осматривают жилые объекты и выдают заключения;
  • делают запросы данных в компании, работающие в сфере обслуживания, ремонта, поставки услуг и ресурсов, для дальнейшего использования инспекторами;
  • документирует нарушения жилищного законодательства, в виде соответствующих протоколов и предписаний на их устранение;
  • принимает участие в судах;
  • активно работает с населением.

Исполнение обязанностей имеет установленный порядок, распространяющийся на:

  • сроки проведения работ;
  • прием обращений;
  • сроки реагирования на заявления граждан;
  • документооборот и т.д.

Недопустимым является нарушение инспекторами ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля«.

При ненадлежащем исполнении, сотрудники попадают под ответственность, установленную законодательством РФ.

За решением каких вопросов можно обратиться в госжилинспекцию?

Чем занимается жилищная инспекция (ГЖИ)?

Обратиться в местный орган государственного надзора может любой гражданин, а также организация, если на это имеются основания.

Для этого необходимо обратиться в инспекцию лично, написав заявление, либо направить жалобу почтой.

Если вопрос уточняющий, можно воспользоваться телефоном горячей линии.

Основаниями для обращения могут служить:

  • нарушения при использовании жилого помещения или придомовой территории;
  • неправомерные решения органов управления домом (управляющей компании, ТСЖ, администрации кооператива и т.д.);
  • помощь, необходимая при создании или в работе органа управления дома (ТСЖ, жилищных кооперативов, совета многоквартирного дома и т.д.);
  • ненадлежащее исполнение услуг, касающихся содержания и ремонта в многоквартирных домах;
  • претензии по работе коммунальных служб;
  • завышенные счета за ЖКХ и ремонт;
  • необходимость обеспечить дом приборами учета или помочь с их использованием;
  • вопросы, касающиеся договоров, заключаемых на обслуживание дома, его ремонт и содержание.
  • необходимость перевести помещения из жилого в статус нежилого;
  • необходимость признать объект недвижимости жилым, аварийным, непригодным для проживания, подлежащим реконструкции или сносу;
  • необходимость перепланировки помещения или переустройства строения в целом.

Еще один вариант обращения в инспекцию – её официальный сайт, который имеет каждый орган государственного жилищного надзора.

Таким образом, основной сферой деятельности органа государственного надзора является охрана прав граждан в области ЖКХ, причем круг полномочий и вопросов, за которыми обязаны следить сотрудники инспекций достаточно обширный.

Подробнее о деятельности государственной жилищной инспекции вы можете узнать, посмотрев видео:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

22 мая 2017      kasjanenko         492      

Источник: https://PravoZhil.com/zhkh/tszh/organ-zhilishhnogo-nadzora.html

Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

Полномочия жилищного надзора
Энциклопедия МИП » Жилищное право » Жилищный фонд » Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

Регламенту работы контролирующих органов посвящена статья 20 ЖК.

Такое понятие как надзор со стороны государства обозначает функцию специально созданных инспекций или других органов осуществлять постоянное наблюдение за точностью соблюдения законности в определенной сфере деятельности. Государственный жилищный надзор выполняет свои задачи в области защиты жилищных прав населения.

Функции и обязанности, которые возложены на государственный жилищный надзор, прописаны в Жилищном Кодексе РФ.

Регламенту работы контролирующих органов посвящена статья 20 данного Кодекса, согласно которой основные обязанности по проведению проверки фактов нарушения законности должны исполнять государственные организации в виде отделов и департаментов, входящих в структуру исполнительных органов власти.

Муниципальный жилищный контроль и государственный жилищный надзор

Муниципальный жилищный контроль, функции которого регламентируются в той же 20 статье ЖК РФ, создается как самостоятельный отдел в местном самоуправлении, жилом поселении или при сельском совете.

Орган муниципального жилищного контроля выполняет свои функции, контролируя соблюдение законности по отношению к объектам жилищного фонда муниципального коммунального хозяйства.

Регламент деятельности, которым руководствуется муниципальный жилищный контроль, устанавливается на уровне обязанностей отдельных субъектов, входящих в Российскую Федерацию.

Основные обязанности по надзору в жилищной сфере осуществляет орган государственного жилищного надзора в каждом региональном образовании, который существует в виде департаментов, комиссий, отделов или инспекторов.

Организация строится по территориально-функциональному принципу, т.е. региональный департамент делится на отделы, каждый из которых отвечает за определенную функцию, и имеет подчиненные службы и отделы в муниципальных образованиях. На практике региональный государственный жилищный надзор совмещает обязанности государственных и муниципальных организаций.

Главный государственный жилищный инспектор и его полномочия

Составление плана, координацию деятельности и порядок осуществления государственного жилищного надзора осуществляет главный государственный жилищный инспектор, назначаемый правительством Федерации.

Он контролирует выполнение обязанностей территориальных и муниципальных образований (департаментов и отделов), утверждает планы, и организует работу путем направления актов, указаний, методических рекомендаций и разъяснений, получения информации от местных департаментов и инспекторов. Во исполнение своих контролирующих функций главный государственный инспектор имеет право составлять протоколы по фактам административных нарушений в жилищной сфере, направлять акты и предписания, обязывающие устранить выявленные нарушения в жилом фонде, назначать и освобождать от должности руководителей региональных департаментов, комиссий и отделов.

Предмет проверки жилищного надзора

Жилищный Кодекс РФ и положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля определяют основные принципы работы департаментов и отделов надзора и контроля.

Среди них дается определение предмета проверки. Основные обязанности контролирующих отделов и организаций состоят в выявлении нарушений обязательных для исполнения требований законодательных органов федерального и регионального значения в жилищной сфере.

В перечень вопросов, подлежащих проверке, входит:

  • законность и соблюдение регламента выборов организации для управления жизнедеятельностью многоквартирных домов;
  • принятия решений по вопросам создания ТСЖ, разработки устава и прочих актов, определяющих регламент деятельности;
  • выявление нарушений в деятельности лиц, исполняющих функции управляющих в многоквартирном жилом фонде.

Весь порядок осуществления муниципального жилищного контроля строится на проведении проверок, выявлении и требовании устранения нарушений путем составления актов, а также привлечении виновных лиц к мерам административной ответственности.

Основания для включения плановой проверки

Инспекция государственного жилищного надзора и аналогичные муниципальные отделы и департаменты для своей деятельности составляют план проверок, в котором определяют перечень лиц, подлежащих проверке в текущем году. Для включения в такой план контрольной деятельности необходимо, чтобы соблюдался годовой диапазон с момента:

  • От первого дня деятельности лица, выполняющего обязанности управляющего многоквартирным жилым фондом. Для этого все лица, производящие работу в этой сфере, направляют уведомления в службы надзора о дате начала своей деятельности.
  • От даты, когда на учет муниципального реестра поставлен дом социального использования, в котором наймодатель попадает в категорию проверяемых лиц.
  • От предыдущей проверки по плану или внеплановой, если деятельность ответственных лиц и проверяемых объектов длится более одного года.

План проверок, который разрабатывает орган государственного жилищного надзора, включает все категории субъектов, охватывая весь перечень юридических и физических лиц, работающих в сфере жилищных отношений и жилого фонда.

Основания для включения внеплановой проверки

Регламент, по которому работает государственный жилищный надзор, кроме проведения проверок в соответствии с планом, включает такой пункт как проверки внеплановые.

Регламент проведения мероприятий вне плана в качестве оснований указывает:

  • заявления, жалобы и обращения, поступившие в отдел или департамент от граждан или лиц – субъектов хозяйственной деятельности, в которых приводятся факты нарушений или злоупотреблений в вопросах создания, регистрации или деятельности управляющих многоквартирными домами;
  • акты о невыполнении предписаний, выданных ранее контролирующим отделом для устранения выявленных фактов нарушения законодательных норм;
  • составленные акты о принесении вреда здоровью или жизни граждан, связанные с нарушением жилищного законодательства.

Основные нарушения, по которым объявляются проверки, не включенные в план деятельности:

  • отступление от утвержденного регламента создания объединений владельцев жилья, разработки или внесения изменений в уставных документах, выборов управляющих и заключения с ними договоров и актов на выполнение возложенных обязанностей по содержанию жилого фонда;
  • неправомерные решения и деяния лиц, управляющих многоквартирными домами, в вопросах управления и содержания жилого фонда, проведения ремонтных работ, необоснованного изменения ставок оплаты за оказание коммунальных услуг и так далее.

Внеплановые проверки не включаются в годовой план контролирующих отделов, проводятся внезапно, без предварительного уведомления проверяемых и согласования с органами прокуратуры выхода инспекторов на проверяемый объект.

Права жилищного инспектора и органов жилищного надзора

Положение о государственном жилищном надзоре содержит регламент, определяющий права жилищного инспектора, который разрабатывается в соответствии со статьей 20 Жилищного Кодекса РФ.

Жилищный инспектор, осуществляющий муниципальный жилищный контроль имеет право:

  • получать сведения от органов власти, отделов коммунального сектора и предпринимательских структур на свои запросы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
  • проходить на территорию любого объекта, подпадающего под определение многоквартирного жилого фонда, предъявив удостоверение и приказ о проведении проверки;
  • проводить обследование, испытательские работы, назначать экспертизу или мероприятия по расследованию;
  • составлять акты и предписания, в которых выдвинуто требование прекратить и исправить все выявленные факты нарушений, и по истечении шестимесячного срока согласно регламенту работы требовать отчет об их исполнении;
  • оформлять протоколы по вопросам административных правонарушений, заводить и рассматривать дела по нарушениям административного правопорядка в жилищной сфере;
  • при выявлении нарушений, влекущих уголовную ответственность, составлять акты и материалы, по которым соответствующими органами возбуждаются уголовные дела;
  • передавать в суд дела об отмене неправомерно принятых документов и договоров или ликвидации созданных объединений собственников жилья, о защите прав пользователей или собственников жилого фонда.

Понятие общественного жилищного контроля

Положение о государственном жилищном надзоре и ЖК РФ предусматривают существование такого понятия как общественный жилищный контроль. В его функции входит организация контроля со стороны общественности за правомерностью и законностью деятельности, которую проводят уполномоченные лица и организации, входящие в систему государственных, региональных и муниципальных исполнительных органов.

Регламент деятельности общественного жилищного контроля базируется на принципах защиты интересов граждан, учитывает общественное мнение и дает оценку того, насколько добросовестно управление государственного жилищного надзора справляется со своими обязанностями.

Подводя итог, стоит отметить, что функции органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере жилищного права, не распространяются на организации, которые получили лицензию и осуществляют свои обязанности в роли управляющих в многоквартирных домах.

Источник: https://advokat-malov.ru/zhilishhnyj-fond/gosudarstvennyj-zhilishhnyj-nadzor-municipalnyj-zhilishhnyj-kontrol-i-obshhestvennyj-zhilishhnyj-kontrol.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.