Положительные и отрицательные сервитуты

Основные виды сервитутов и их особенности

Положительные и отрицательные сервитуты

Сервитут в отношении земельного участка заключается в том, что лицо, которое не является собственником или владельцем земли, может использовать ее в определенных целях, установленных законодательно.

Земельные отношения, которые возникают у владельцев земельных участков разных видов, имеют множество особенностей, которые связаны с приобретением и реализацией прав на землю. Особое место при этом занимает такое понятие как сервитут, которое может означать как право, так и обременение, в зависимости от того, кому оно принадлежит.

Далее будет рассмотрено значение данного понятия, а также его основные исторические и законодательные виды и формы, которые встречаются на практике.

Понятие сервитута

В общем смысле сервитут представляет собой ограниченное право для одного субъекта пользоваться каким-то имуществом другого субъекта. В отношении земельного участка данное право заключается в том, что лицо, которое не является собственником или владельцем земли, может использовать ее в определенных целях, установленных законодательно. При этом существуют такие особенности:

  • сервитут является определенным обременением для собственника земельного участка;
  • его установление не лишает прав на землю ее законного владельца (собственника, арендатора) и никак не ограничивает его возможности по ее использованию или распоряжению;
  • собственник участка имеет право требовать от обладателя сервитута внесения за пользование недвижимостью определенной платы (она должна быть соразмерной тому ущербу, который может быть нанесен земле от установления обременения);
  • устанавливаться он может как добровольно (по согласию сторон), так и принудительно, в судебном порядке (по требованию третьего лица);
  • сервитут дает право только использовать участок в ограниченных целях — распоряжаться им он не может.

Для его установления обязательно должны быть соответствующие основания. В зависимости от этих оснований и целей, для которых необходимо установление этого обременения, существует несколько его различных видов.

В зависимости от заинтересованной аудитории

Прежде всего, стоит рассмотреть виды сервитута, установленные официально, на законодательном уровне. В соответствии со ст. 23 ЗК РФ сервитут может быть:

Частным

Основным отличием между данными видами обременений является основание, на котором они устанавливаются. Так, частный сервитут возникает на основании следующих документов:

  • соглашение между собственником участка и третьим лицом — заключается в том случае, если решение об его установлении является добровольным;
  • соответствующее решение суда — является основанием в том случае, когда добровольно соглашение не было заключено и понадобилось обращение в суд.

В каждом из этих документов оговариваются условия, на которых будет установлено обременение: его срок, наличие и величина оплаты, цели, в которых может использоваться участок и т. п.

Однако это всегда происходит только в частных интересах — то есть для какого-то гражданина или юридического лица. Это является еще одной особенностью данного вида обременения.

Публичным

Данный вид сервитута устанавливается на основании закона или какого-то другого нормативно-правового акта РФ, субъекта РФ или же органа местного самоуправления. В отличие от частного, его применение всегда вызвано заботой о публичных интересах — государственных, органов местного самоуправления или же населения города (другого населенного пункта).

В зависимости от срока действия

Также в зависимости от срока, на который данный вид обременения устанавливается, он может быть:

  • Срочным. В этом случае установление сервитута происходит только на какой-то период, в течение которого его обладателю будет необходимо пользоваться участком. Данный срок может определяться сторонами в добровольном порядке или же устанавливаться принудительно исходя из поставленных целей.
  • Бессрочным. Этот вид обременения устанавливается без конкретного срока, поэтому право пользования участком будет у его обладателя до тех пор, пока это необходимо или он сам не решит отказаться от него. Сторонами могут быть дополнительно предусмотрены различные ситуации и основания для прекращения действия сервитута.

В зависимости от целей использования

В зависимости от целей, для которых предоставляется право ограниченного использования земли, сервитут делится на:

Городской

Он устанавливается в пользу застроенных участков и может иметь целью как не допустить в отношении них каких-то действий, так и, наоборот, обеспечить возможность их совершения. Например:

  • право использовать стену чужого строения в качестве подпорки для своего здания;
  • возможность обеспечивать через чужой участок сток воды;
  • запрет возводить строения больше определенной высоты, чтобы не загораживать здание соседа и т. п.

Как правило, устанавливается такой сервитут для участков, которые расположены в пределах городской местности, однако не исключено и обратное.

Сельский

Он применяется в отношении незастроенных и полевых участков. Цели его установления обычно связаны с ведением сельскохозяйственной деятельности:

  • прогон скота через участок;
  • проведение канализации;
  • возможность проезда через надел и т. п.

Другие

Еще одна классификация предусматривает разделение сервитута на такие виды:

Водный

Как следует из названия, он заключается в предоставлении третьему лица права использовать водные объекты, расположенные на чужом участке, например:

  • водить к водоему скот на водопой;
  • проводить через надел систему водоснабжения;
  • купаться в водоеме;
  • ловить рыбу и т. п.

Лесной

Соответственно, в данном случае обладателю сервитута предоставляется право использовать лесной фонд для различных целей, установленных законодательно. Чаще всего здесь подразумевается возможность свободно пребывать в лесу, собирать различные плоды (грибы, ягоды) и т. п.

Личные сервитуты

В этом случае право пользоваться какой-то вещью или имуществом устанавливалось для конкретного человека — оно действовало на протяжении его жизни и прекращалось в случае смерти. В этой группе выделяется несколько различных форм:

  • узуфрукт — в этом случае обладатель сервитута мог пользоваться как вещью, так и плодами, которые она приносит (например, собирать урожай с земельного участка);
  • узус — такой вид обременения не дает права извлекать из имущества никаких плодов (то есть обладать сервитута может проходить через участок или прогонять по нему скот, но не может собирать плоды).

Вещные сервитуты

Они устанавливаются в отношении конкретной вещи или имущества. В этом случае существует два вида имущества:

  • господствующий;
  • служащий.

При этом последний вид имущества существует и используется фактически в интересах первого. Данные виды сервитутов также делятся на несколько групп:

  • сельские — устанавливаются в пользу полевых и незастроенных участков, предназначенных для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
  • дорожные — связаны с правом проезда, прохода или прогона через участок скота;
  • водные — связаны с использованием чужого водоема для водопоя скота, возможностью провоза через чужой участок воды или прокладывания водопровода;
  • пастбищные — заключаются в возможности выпаса на чужом участке скота;
  • городские — устанавливаются в пользу застроенных участков (могут быть связаны с правом на постройку зданий, сток воды и т. п.).

В современных условиях данные виды являются несколько устаревшими, однако некоторые их формы или их характеристики встречаются и сейчас. Разнообразие этих видов и форм порождает множество спорных моментов, связанных с установлением сервитута и его использованием, которые зачастую могут решаться только в судебном порядке.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy

Публичный отрицательный сервитут?

Положительные и отрицательные сервитуты

Для земель обороны статья 93 Земельного кодекса в п.

7 устанавливает, что могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель; порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 05.05.

2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны». Постановление, впрочем, говорит об особых условиях использования земель для обеспечения функционирования военных объектов – без указания на то, что такие объекты должны находиться на землях обороны.

Согласно Постановлению № 405 различного рода ограничения хозяйственной деятельности на территориях зон с особыми условиями применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны в государственный кадастр недвижимости (п.

15 Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны).

Впрочем, как отмечается в судебной практике, «… данный нормативный правовой акт распространяется на специальные зоны, которые установлены после его принятия, и не отменяет ранее установленных границ специальных зон».

Постановлением предусматривается возможность создания следующих зон с особыми условиями использования земель: «запретная зона», «зона охраняемого военного объекта», «охранная зона военного объекта», «внешний периметр военного объекта». Последняя зона нас не интересует, поскольку является всего лишь границей земельного участка, занимаемого военным объектом.

Запретная зона – территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта. На территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. Для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона устанавливается по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру. Для военных объектов, расположенных вне населенных пунктов, внешняя граница запретной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 3 километра от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина запретной зоны военного объекта определяется величиной расчетного радиуса воздействия поражающих факторов военного объекта, возникающих при нарушении его нормального функционирования вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.

Зона охраняемого военного объекта – территория, в границах которой ограничивается строительство объектов капитального строительства, предусматривающих эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также использование стационарного или переносного приемо-передающего оборудования, препятствующего нормальному функционированию военного объекта. На территории зоны охраняемого военного объекта строительство объектов капитального строительства, ввод в эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также размещение и эксплуатация стационарного или переносного приемо-передающего оборудования с мощностью передатчиков более 5 Вт осуществляются исключительно по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект. При этом параметры электромагнитной совместимости оборудования, создающего радиопомехи военному объекту, определяются по внешней границе зоны охраняемого военного объекта. Внешняя граница зоны охраняемого военного объекта устанавливается на расстоянии, не превышающем 2 километров от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина зоны охраняемого военного объекта определяется с учетом норм электромагнитной совместимости и помехозащищенности оборудования, эксплуатируемого на военном объекте. Зона охраняемого военного объекта не устанавливается, если ее внешняя граница совпадает с границей запретной зоны.

Охранная зона военного объекта – территория, в границах которой принимаются особые меры по обеспечению безопасного функционирования и защите военного объекта, включающие меры по обеспечению безопасного хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта. На территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, запрещается: проживание и (или) нахождение физических лиц; осуществление хозяйственной и иной деятельности; размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его. Граница охранной зоны военного объекта устанавливается в пределах запретной зоны (или в пределах зоны охраняемого военного объекта, если она установлена) на территории, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, к его внешнему периметру: а) на расстоянии, не превышающем 400 метров, – для военных объектов, на которых хранятся боеприпасы, ракеты, взрывчатые, радиоактивные, отравляющие, химически и биологически опасные вещества, легковоспламеняющиеся и (или) горючие жидкости, а также горюче-смазочные материалы; б) на расстоянии, не превышающем 100 метров, – для прочих военных объектов.

Решения о необходимости установления зоны с особыми условиями использования принимаются специальной межведомственной комиссией на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующий военный объект.

На основании решения МВК федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, принимает решение об установлении зоны с особыми условиями и направляет в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, документы для принятия решения об осуществлении кадастрового учета.

Таким образом, земельный участок, принадлежащий лицу на праве собственности, может оказаться на территории одной из этих зон. Соответственно, права собственника будут ограничены – например, он будет не вправе осуществлять строительство объектов капитального строительства без согласования с федеральным органом исполнительной власти.

Какова правовая природа подобных ограничений? Идет ли речь об ограничениях права собственности, «которыми определяется мера и предел собственности»?[1] Такого рода ограничения представляют собой границы содержания права собственности, установленные в интересах либо всего общества, либо отдельных лиц.

Как принято считать, подобное «классическое» ограничение права собственности является описанием содержания права собственности, существуя только в силу наличия самого права собственности, а не вследствие отдельного, принятого по поводу конкретного объекта юридического акта.

Иными словами, ограничение права собственности обусловлено правовым режимом, установленным законом «массово» для определенных объектов гражданских прав.

Другая категория ограничений права собственности – так называемые публичные сервитуты, – возникает иначе. В соответствии со ст.

23 ЗК публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Из содержания нормы следует, что установление публичного сервитута осуществляется в отношении конкретного земельного участка с учетом фактических обстоятельств каждого конкретного случая.

Возникает публичный сервитут также иным, нежели «классическое» ограничение права собственности, способом – не только на основании закона или иного нормативного правового акта федерального уровня, но и на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, нормативного правового акта органа местного самоуправления.

Рассматриваемые зоны с особыми условиями использования земель, безусловно, по своему характеру ближе к публичным сервитутам, поскольку возникают на основании отдельного юридического акта, посвященного определенному земельному участку с учетом конкретных обстоятельств каждого случая. По своему назначению подобное ограничение соответствует одной из целей, указанных в ст. 23 ЗК для установления публичных сервитутов: для обеспечения интересов государства. Впрочем, п. 3 ст. 23 ЗК устанавливает перечень целей установления публичного сервитута, который может показаться замкнутым; с другой стороны, выражение «могут устанавливаться публичные сервитуты для…» можно прочитать и таким образом, что список п. 3 ст. 23 ЗК – лишь примеры таких целей. В таком случае установление зон с особыми условиями вписывается в рамки ст. 23 ЗК.

Между тем все публичные сервитуты, приведенные в качестве примера в ст. 23 ЗК, являются сервитутами положительными (насколько этот термин применим к публичным сервитутам), обеспечивая возможность пользования участком, в отношении которого установлен публичный сервитут. Зоны с особыми условиями действуют иначе.

Они не позволяют собственнику земельного участка реализовывать те правомочия, которые были бы доступны ему при отсутствии такой зоны – то есть напоминают институт, известный гражданскому праву под названием «отрицательный сервитут» (отметим, не все согласны с существованием таких сервитутов в нашем частном праве (в том числе и автор), однако сама идея понятна).

Раз это разновидность публичного сервитута, возникает вопрос о необходимости проведения общественных слушаний и праве собственника земельного участка требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут.

Если с общественными слушаниями в подобных случаях все более или менее ясно, то вопрос о плате несколько сложнее. Да, п. 6 ст. 23 ЗК говорит о том, что собственник вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, только если иное не предусмотрено федеральными законами.

По всей видимости, «иное» можно усмотреть как раз в п. 7 ст. 93 ЗК, предусматривающем возможность установления зон с особыми условиями. Однако возможность установления ограничения права собственности в виде зоны с особыми условиями без какой-либо компенсации представляется очевидно несправедливой.

Таким образом, если согласиться с квалификацией правового режима зон с особыми условиями как «отрицательных публичных сервитутов», постановка вопроса о компенсации выглядит обоснованной.

На это не влияет и возможная квалификация такого публичного сервитута как отрицательного, то есть не предоставляющего никому доступа на земельный участок. Так же, как и в случае с «обычным» отрицательным сервитутом, плата должна взыматься с лица, в интересах которого установлено это ограничение – то есть с государства.
[1] Гражданское уложение. Кн. 3. Вотчинное право: Проект Высочайше учрежденной Редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения (с объяснениями, извлеченными из трудов Редакционной комиссии) / под ред. И.М. Тютрюмова. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 321.

Источник: https://zakon.ru/blog/2016/04/26/publichnyj_otricatelnyj_servitut

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.